— Пойдем! — зовет меня на соревнования подруга Леночка. И рассказывает:
— В прошлый раз так интересно было! Я с одной девушкой из зрителей познакомилась, смотрели вместе — она мне все объясняла, потом фото своей собаки показывала, так взахлеб мы с ней болели! А потом она у меня спросила, какой породы у меня пес. Ну я и ответила чистую правду: у меня кот…
На самом деле смотреть соревнования собак котоводам совершенно не возбраняется. Потому что, в сущности, каждый из нас мечтает о собаке, хотя бы примеряет жизнь с ней в своих фантазиях. Но мы не решаемся, потому что понимаем: пес — это не игрушка. А мондьоринг и доказывает то, что идеально послушная собака — результат огромного труда хозяина.
Что такое мондьоринг? Дословно — всемирный ринг, дрессировка, включающая в себя элементы самых разных систем (французской, голландской, немецкой). За полчаса пес вместе с хозяином должен последовательно продемонстрировать свои навыки. Программа насыщенная, сложная — участники выполняют команды “рядом” и “сидеть”, исполняют приказы, несмотря на отвлекающие моменты, такие как выстрел или шум грохочущих предметов, меняют команду “конвой” на “фас” и обратно, проводят и отражают несколько видов атак — с хваткой фигуранта или без, вдогонку, и даже прерванную. Для идеального прохождения дистанции собаке и владельцу необходимо понимать друг друга с полувзгляда, программа демонстрирует не только физическую выносливость животного, но и интеллект.
— Да я сама ни за что все команды не выполнила бы — перепутала бы точно! — комментирует Леночка, которая и привела меня посмотреть соревнования на учебно-тренировочную площадку на улице Козлова.
И тут же обе мы наблюдаем самое интересное — упражнение с “плохими дядьками”. Два фигуранта приглашают хозяйку и ее собаку в “школу баскетбола”. Все мирно играют в мяч, пес подпрыгивает и машет хвостиком. До той поры, пока один из фигурантов не кладет женщине руку на плечо. Пес взвивается и повисает на рукаве защитной куртки: никто не имеет права покушаться на главного в жизни человека.
Считается, что мондьоринг подходит не для всех пород — говорят, слишком дружелюбных и порывистых он может запутать, агрессивных — дополнительно растормозить. Лучшие здесь, пожалуй, немецкие овчарки и малинуа, отлично выступают ротвейлеры. И тут мы видим, как на поле выходит представитель почти забытой теперь породы — эрдельтерьер. Я радостно кричу: “Ой, это же Рэсси из “Электроника”! Это же эрдель по имени Сардель из книжки Чеповецкого! Это же мое детство!..” А Леночка смотрит на меня с удивлением — не помнит.
Тем временем пес выполняет функции “белой собаки” — проходит весь маршрут с хозяйкой, судьями и другими спортсменами, эдакая предварительная демонстрация правил. Людям нужно тоже запомнить все точки и последовательность команд, чтобы позже со своими питомцами пройти начисто.
Эрдельтерьер справляется блестяще. Кажется, что такая энергичная, веселая собака должна носиться по лугам, наплевав на любые команды. Не тут-то было: эрдель будто читает по губам — приносит, сидит, хватает и кусает как положено. Идем знакомиться. Зовут этот сгусток чистой радости красиво и сложно — Стерлинг Нан Эридан.
— Стерлинг Нан — “заводская” приставка, у всех собак из питомников она есть, а Эридан — личное имя, так созвездие называется. Дома же он просто Эрди, — рассказывает Анна Попова. — Привезла я его в Апатиты из Москвы полуторамесячным щенком, и мы сразу же начали тренировки. Да-да, никакого детства! Послушанием занималась с ним сама, до двух лет почти ежедневно. Защитой — на площадке с тренером Николаем Бачищей, для отработки защиты также приезжали фигуранты из Москвы и Питера. Сегодня тоже новый фигурант — Максим Иванов из Санкт-Петербурга, и это для собаки новый опыт… А еще мы с Эрди ездим в специальные лагеря для собак и их хозяев — это очень интересно и полезно!
У Анны Поповой — третья собака в жизни, третий эрдельтерьер. Она говорит, что любит породу за веселый нрав, позитивный настрой, за то, что нет у них “камня за пазухой”: они открыты и простодушны. И хотя в последние годы эрдельтерьеров выставляют как декоративных собак, все-таки порода — служебная. По крайней мере, мы видели, как яростно кусать “плохого дядьку” умеет миляга Эрди.
— Конечно, он точно выполнял то, что ему сказано, в этом и смысл мондьоринга, — комментирует Анна. — Понимаете, у каждой собаки свой темперамент. Эрди тоже может быть очень активным. Но все они знают, зачем сюда пришли. Самое любимое дело у собак — кусаться. Они ждут самого интересного на соревновании — когда можно будет пар выпустить. Но это даже не агрессия — тут важно кто кого обыграет, фигурант или пес, и этот человек для них не враг, а большая игрушка.
Спрашиваю у Анны, почему эрдельтерьеры утратили популярность? Потому что их в кино не показывают?
— И слава богу, — говорит Анна Попова. — Сегодня в Апатитах всего два эрдельтерьера, включая Эрди. Люди увлекаются породой, заводят щенка, и думают, что он сразу у них “Комиссар Рекс” или “Рэсси”. Вкладываться, заниматься желания нет… А ведь это не только сложно, но и очень интересно. Эрди в свои три с половиной года умеет все, что необходимо — быть рядом, защищать, и на диванах дома валяться умеет. Да, многим он обязан генетике, породе. Но я уверена, любую собаку можно обучить послушанию и командам — было бы желание у человека!
Интересно, что эти соревнования — уже пятые, что проводит Городской кинологический учебно-дрессировочный центр. И принять участие в них приехали спортсмены с собаками из Санкт-Петербурга, а главный судья — Анатолий Овсянников — прибыл из Москвы. И вот такие оценки он выставил. На первом уровне победителем стал эрдельтерьер Стерлинг Нан Эридан. На втором уровне первые — Светлана Ямковая с немецкой овчаркой Даймлер из Дома Славия (Дэй), Санкт-Петербург. На третьем уровне выступала одна собака и она набрала квалификационные баллы — это Тор породы малинуа из Санкт-Петербурга, проводник Яна Борисова.