Откуда на Земле шрамы?

В минувшую субботу Светлана Николаева, старший научный сотрудник Геологического института ФИЦ КНЦ РАН, посвятила свою лекцию природе возникновения землетрясений, сильнейшим сейсмическим событиям как в нашей стране, так и в мире, древним сказаниям и легендам, в которых отражены возможные факты проявления этого природного явления.

Наука и эпос

Известная закономерность — сильные сейсмические события происходят в основном в зонах, которые разделяют океаны и континенты, где соприкасаются различные литосферные плиты. Две основные сейсмоопасные зоны — Средиземноморско-Трансазиатская и Тихоокеанская. Человечество пережило немало разрушительных землетрясений, в их числе и три сильнейшие сейсмические катастрофы ХХ века: 28 декабря 1908 году произошло Мессинское землетрясение на юге Италии магнитудой 7,5. Оно сопровождалось чередой волн цунами. В результате пострадали более 20 населенных пунктов, погибли до двухсот тысяч человек.

Не менее 70 тысяч человек унесло другое разрушительное землетрясение, случившееся в 1948 году недалеко от Ашхабада, а в 1988 году стихия стерла с лица земли армянский город Спитак, под завалами погибли десятки тысяч людей, а по некоторым данным, более ста тысяч жителей.

К счастью, Кольский полуостров не относится к сеймоопасным зонам, и мы живем в довольно комфортных сейсмических условиях. Однако существуют сведения о том, что в древние времена здесь изрядно потряхивало. В издании “Живая старина” отделения этнографии императорского Русского географического общества было опубликовано сказание о том, как старик-лопарь искал нечистую силу на озере Имандра. Вдруг рыба ловиться перестала, по всему озеру пошли большие волны. А в полночь лопарей разбудил гром на сопке-вараке, она раскололась на две части, посередине образовалась дорога — это, были уверены местные жители, леший проложил себе путь через гору. На самом же деле, считают ученые, нечистая сила здесь не при чем — произошло землетрясение, след или шрам от которого до сих пор остается в виде ущелья на побережье Имандры, которое получило в народе название “Тропа Лешего”.

В топонимах Кандалакшского района значится “Чёртова лыжница”. Так называют две параллельно идущие глубокие трещины на спуске горы Крестовой. По народной легенде, след оставил чёрт, катившийся на лыжах с горы. Но у сейсмологов нет сомнений, что это отметина от землетрясения.

А в одной из рун “Калевалы” рассказывается о том, как “всколыхнулися озера, годы медные дрожали, камни твердые трещали, со скалы скала свалилась, раздроблялися утесы” (речь идет о территориях Карелии и Беломорья). Любопытно, что по описаниям сейсмологи установили интенсивность этих землетрясений: “всколыхнулися озера” 4-5 баллов, “горы медные дрожали” — больше 5 баллов, “со скалы скала свалилась” — более 6 баллов, “раздроблялися утесы” — 7-8 баллов.

Лед ушел — трясти перестало

По различным свидетельствам, в том числе и письменным, монахов Соловецкого монастыря, заметные землетрясения в наших краях происходили в 1542, 1627 и 1758 годах. Но исследования ученых показывают, что наиболее сильные и частые сейсмические события на территории всей Фенноскандии, в том числе Кольского полуострова и Карелии, были приблизительно 10-11 тысяч лет назад, а дальше, если судить по графикам, сейсмическая интенсивность снизилась. Считается, что многие землетрясения спровоцировало исчезновение ледникового покрова. Под нагрузкой долго лежавшего льда земля прогибалась, когда же лед ушел, произошла разрядка напряжения в виде подземных толчков. Но это лишь предположения, а вообще, природа землетрясений до конца не изучена и человечество до сих пор не научилось их прогнозировать. Одно понятно: опасность существует, опасность теперь уже техногенных катастроф. И один из звоночков — техногенное землетрясение в районе Расвумчоррского рудника, которое в январе этого года ощутили жители Кировска и Апатитов.

Ольга Бенкевич

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *