Герои с золотом в руках

Апатиты. Пока не взрослые музыканты играют по-взрослому

“Пусть город знает своих героев!” — говорит Геннадий Быков. Правда, произносит эти слова он тихо, чтобы “герои” не услышали. Педагогический прием, а что вы хотели? А герои ничего и не слышат особенно, у них в руках такие инструменты, что если дунут — все остальные звуки замрут!

Кирилл Сероштан играет на тромбоне, Максим Григоревский, Матвей Бутовский и Андрей Палатников — на саксофонах. Кириллу — девять, остальные — постарше, им по 13-14 лет. А приходят в школу искусств они шесть дней в неделю и играют, играют…

— У нас соседи против, — говорит Максим, — говорят, шумно слишком, если я дома играю…

Максим Григоревский,  Матвей Бутовский  и Андрей Палатников вместе  со своими педагогами - Геннадием Быковым  и Мариной Павловой. Редкое фото  без концертных костюмов! Фото Натальи Черновой

Максим Григоревский, Матвей Бутовский и Андрей Палатников вместе со своими педагогами — Геннадием Быковым и Мариной Павловой. Редкое фото без концертных костюмов! Фото Натальи Черновой

Конечно, саксофон — это вам не блок-флейта и даже не гитара, длинные звуки любого соседа разбудят и взбодрят. Хотя чем выше мастерство музыканта, тем интимнее звук. Но ребята — ученики, мастерство только нарабатывают.

— Вы чем-то, кроме музыки и школы, еще заняты? — спрашиваю мальчиков.

— Я раньше занимался хореографией, — говорит Андрей.

— А я — сноубордом, — добавляет Максим.

— А, да, есть же еще репетиторы! — вспоминают все.

Теперь времени ни на что не хватает, каждый день по три часа — это не шутки. Но у Геннадия Ивановича иначе нельзя — он, если видит божью искру, учит по-настоящему. И его духовики всегда на высоте, что подтверждают грамоты и награды, дипломы и призы. Кстати, в кабинете наставника — фото учеников и концертные афиши самых успешных из них. А поездкам Максима, Матвея и Андрея посвящена целая стенгазета.

— Мы их в поездках всему научили — и посуду мыть, и носки стирать! — смеется Быков.

Вообще, учиться у такого педагога — счастье. Он строг, справедлив, заинтересован в тебе, и при этом каждый ребенок ощущает и взрослую заботу, и чудесный легкий юмор. Он может “потроллить”, но никогда — грубо. Мальчишки, кажется, по-настоящему наслаждаются общением с мастером.

“Сыграйте что-нибудь красивое!” — прошу ребят в актовом зале школы искусств. “Значит, “Фонтан”, — командует концертмейстер Марина Павлова и разворачивает ноты. И звучит знаменитая пьеса “Фонтан у Бахчисарайского дворца” Власова. А потом и оригинально аранжированная для трио (самим Быковым) композиция “Я шагаю по Москве” Петрова. Получается не просто красиво — великолепно, с душой, с чувством и с импровизацией. А как сияют саксофоны — чистое золото, залюбуешься!

Кстати, сегодня играть на духовых инструментах у Быкова учатся 25 мальчиков и одна девочка. Берут всех, уже с шести лет, без конкурса, да и обучение бесплатное. Но это не означает, что родителям не придется вкладываться: инструмент рано или поздно придется покупать свой. В школе их практически не осталось, да и в любом случае свой, значит, приспособленный под одни руки.

— Родители у ребят большие молодцы, — говорит Геннадий Быков. — Без них ничего бы не было, ни успехов, ни поездок на конкурсы. Если ребенок одарен музыкально, придется хорошо вложиться — и временем своим, и деньгами.

А потом Геннадий Иванович и Марина Николаевна с удовольствием и гордостью рассказывают об успехах учеников. О том, например, как совсем недавно они выступили почти с часовым концертом в джаз-гостиной кировского ДК у Анатолия Грабчака и имели грандиозный успех. Максим Григоревский на конкурсе “SAX” в Петрозаводске стал лауреатом третьей премии, а ведь его конкурентами были 37 саксофонистов от 9 до 32 лет из десяти городов России! Там же, в Петрозаводске, ребята втроем завоевывали четвертое место на конкурсе “Серебряные звуки” — а ведь были практически самыми младшими в своей номинации! В апреле их ждут в Мурманске на конкурсе “Унисон”, ждут их опять и в Петрозаводске. А еще для ребят есть летние и зимние выездные школы в Москве и Санкт-Петербурге…

Казалось бы — скучная музыкалка, сложный инструмент, часы занятий… А поди ж ты, мальчишки увлечены, потому что “они, конечно, молодцы” — повторяет учитель. И лишь мой вопрос о будущем ставит в тупик и его, и ребят.

— Не спрашивай их, выберут ли они музыку как профессию, — советует Геннадий Иванович. — Дело в том, что в России саксофонисту почти негде работать. В симфонических оркестрах — крайне редко, в духовом оркестре — только в армии, а джазовых и нет почти у нас, по крайней мере, в Мурманской области. Поэтому пускай играют, пока школьники, а там посмотрим!

Но… Кто знает, может быть, кого-то из этих мальчиков ждет судьба одного из любимых учеников Геннадия Быкова: Дмитрий Кузичев живет в Париже, окончил классы в консерватории и университете и уже открыл с коллегами школу искусств в столице Франции. Наша школа, апатитская!

Это интересно(3)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *