Многим кажется, что самые страшные истории можно узнать только во время слушания уголовных дел. Но смею заверить: на гражданских процессах происходят не меньшие трагедии. Особенно, когда разбирают дела, касающиеся детей.
А вот и папа!
Летом этого года в апатитском городском суде рассмотрели неординарное гражданское дело. Женщина просила суд признать своего бывшего мужа недостойным наследником. А претендовал он на наследство рано умершего сына. История трагичная, но поучительная.
Молодой человек умер зимой. Через положенный срок его мать обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. И тут в ее жизни появился “призрак из прошлого”.
Дело в том, что сын у нее от первого брака, который распался, когда мальчику было полтора года. С сыном отец не общался, изредка присылал скудные алименты. Устроиться на работу, чтобы обеспечивать своему ребенку достойное содержание, отец не желал. Да и папой быть не очень хотел — через некоторое время после развода вообще исчез из жизни мальчика и алименты платить перестал.
За прошедшие 20 лет мама вновь вышла замуж, ее супруг взял все заботы о мальчике на себя, ребенку даже фамилию сменили. Человеком парень вырос хорошим, устроился на приличную работу, но серьезно заболел и ушел из жизни в 27 лет. В качестве наследства у него осталась часть квартиры, денежный вклад и пособие с работы. Причем последнее выражалось в очень солидной сумме. Видимо, она и пробудила в горе-отце алчность, ведь к нотариусу он шел с целью отказаться от наследства, но потом резко передумал. Представить себе чувства женщины в этот момент, наверное, несложно. Ведь, по сути, этот человек ее сыну никто, папой ребенок всю жизнь называл отчима, который всегда был рядом.
В суд так называемый отец не явился. Да и вряд ли он смог бы там доказать, что имеет право на имущество сына. Суд признал мужчину недостойным наследником. Решение, по мнению специалистов, справедливое и по закону, и по жизни.
Про отцов и битвы
Почему и для кого эта история поучительная? Скорее всего, для женщин, которым приходится многое решать за ребенка.
— Никаких претензий со стороны биологического отца и быть не могло бы, если бы он был лишен родительских прав, — говорит Елена Муравьева, судья апатитского городского суда по гражданским делам. — В этом случае у матери были бы все основания для подачи такого иска.
В последнее время в суде все больше дел о судьбе детей: ограничение в родительских правах, их лишение, определение порядка общения, установление отцовства. С чем это связано — точно объяснить никто не берется. Родители начали чаще “биться” за детей, скорее всего, потому, что отцы стали более активными. Раньше, если бывшая жена не позволяла встречаться с ребенком, смирялись. А сейчас в суд идут.
— Но в то же время иски об установлении отцовства сейчас тоже не редкость, — говорит Елена Андреевна. — И в этом случае история противоположная — мужчина инфантильный. Такие и до суда не отказывались от того, что это его ребенок, но и в загс идти не торопились. Порой такое впечатление складывается: некоторым надо, чтобы им именно в суде сказали, что он отец.
По словам Елены Андреевны, далеко не всегда матери, которые обращаются в суд с иском о лишении отца прав на ребенка или просят установить отцовство, понимают последствия.
— В каких случаях надо, не раздумывая, лишать родительских прав?
— Когда общение с родителем для ребенка опасно, — рассказывает Елена Муравьева. — То есть когда к нему применяют физическое или психическое насилие, препятствуют обучению, склоняют к совершению правонарушений или преступлений. Если с ребенком обращаются грубо, оскорбляют, покушаются на его половую неприкосновенность. Хроническим алкоголикам или наркоманам рядом с ребенком тоже не место. Так же, как тем, кто покушался на жизнь или здоровье ребенка или другого родителя.
При этом матери надо помнить, что это отец лишается прав на ребенка. А вот ребенок сохраняет все свои права, которые у него были до такого решения. В том числе право собственности на жилье, получение алиментов, наследства и другие.
Историй с установлением отцовства в практике Елены Андреевны великое множество. Но большинство из них объединяет одно: очень часто женщины действуют спонтанно, чтобы “насолить” мужчине. А в результате получается так, что своими действиями сильно осложняют жизнь и себе, и ребенку.
— После положительного решения суда некоторые мужчины тоже начинают “солить”, — продолжает Елена Муравьева. — Самая типичная ситуация: не дают разрешение на выезд ребенка за границу. Женщины потом очень недоумевают. Поэтому во время заседаний мы стараемся выяснять, зачем женщина хочет установить отцовство, особенно, когда это касается уже не маленьких детей. И обязательно объясняем все последствия такого решения.
Дележка детей в суде, а точнее, иски об определении порядка общения — это сейчас самый популярный иск в суд. И еще одна категория семейных трагедий.
— К сожалению, очень часто родители идут в суд не в интересах ребенка, а чтобы удовлетворить свои амбиции. И это всегда хорошо просматривается, — продолжает Елена Андреевна. — В таких ситуациях ребенок становится разменной монетой, и зачастую это приводит к ужасным последствиям: он очень быстро учится манипулировать, причем в первую очередь собственными родителями. Поэтому взрослым, прежде чем сделать какой-то юридически важный шаг, касающийся жизни ребенка, а тем более идти в суд, надо очень хорошо взвесить все “за” и “против”. Все, что вы делаете, должно быть только в интересах ребенка.