Серость и заброшенность

Как северные районы Швеции превращаются в промышленные гетто

 

Шведские и российские журналисты наблюдают за тем, как рекультивируют участок земли, где когда-то были отвалы горнодобывающего предприятия. Фото Анны Киреевой.

Шведские и российские журналисты наблюдают за тем, как рекультивируют участок земли, где когда-то были отвалы горнодобывающего предприятия. Фото Анны Киреевой.

“Robota17@” — так называется новый проект международного сотрудничества журналистов Баренцева региона (напомним, что “Дважды Два” активный участник движения “Баренц Пресс Россия”). Придумал его шведский “Баренц Пресс” во главе с председателем Тимом Андерссоном, молодым шведским журналистом. Еще года три-четыре назад Тим и представить не мог, что судьба свяжет его с Россией и с нашим Севером. Но она сделала правильный выбор — благодаря таким, как Тим, наши страны в конце концов вернутся к нормальным отношениям.

В рамках “Robota17@” этой весной шведские журналисты приезжали на Кольский полуостров знакомиться с особенностями работы местных промышленных предприятий. И вот наступило время нашим ехать в Швецию. Встреч и экскурсий было достаточно. Для российских журналистов нашлось много информационных поводов, чтобы написать интересные заметки. Автор одной из них — Анна Киреева, председатель правления “Баренц Пресс России”. Ее статью  о специфике горнодобывающей отрасли и судьбе моногородов на севере Швеции мы и предлагаем уважаемым читателям.

 

 

ОТДАЛИ ЗАДЕШЕВО

Швеция — известная горнорудная страна. Добыча железной руды, цинка, меди, свинца и других металлов происходит в основном в северных регионах страны. Вокруг шахт и рудников строятся города и инфраструктура. Однако, как показывает практика, не всегда высокие цены на руду обеспечивают экономический успех проектов и процветание городов.

В 90-е годы прошлого века правительство Швеции изменило законодательство таким образом, чтобы открыть небольшим местным и международным компаниям доступ на рынок разработки полезных ископаемых. Государство отказалось от собственного обязательного участия (доли в 50 процентов) во всех новых проектах за крайне скромный налог на минеральные ресурсы, который в общий бюджет страны не приносит и одного процента доходов.

Ожидалось, что подобная “инвестиционная привлекательность” вызовет бум желающих разрабатывать минеральные ресурсы Швеции. В том числе промышленники станут возвращаться к бывшим разработкам, которые при старом законодательстве и низких ценах на руду перестали быть коммерчески привлекательными.

Так и случилось. Крупные и совсем небольшие, шведские и международные компании стали с легкостью получать лицензии на разработки минеральных ресурсов, особенно на севере. Подстегивала промышленный бум и цена на железную руду. С обычных 30 долларов за тонну еще в 2005 она выросла к 2011 году до 180 долларов.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕДСТВИЯ

Одним из примеров того, к каким катастрофическим последствиям может привести легкий допуск всех желающих к разработке минеральных ресурсов, является опыт компании “Сканмайнинг” (“Scanmining”). Несмотря на протест Агентства по охране окружающей среды, компания получила экологическое разрешение и лицензию на разработку цинка  в местечке Блайкен в провинции Вестерботтен.

Еще до начала разработок дамба накопителя сточных вод разрушилась. Зимой трубы, по которым загрязненная вода поступала на очистку, замерзли из-за некачественно сделанной изоляции. Кроме того, компания существенно ошиблась в оценке объемов залежей цинка и всего через полтора года обанкротилась и оставила разработки.

С тех пор идут работы по приведению в порядок и очистке шламоотстойника (аналог наших хвостохранилищ), откачке из него воды, поддержанию дамбы, очистке донных отложений. Стоимость работ, продолжающихся с десяток лет за счет государства, оценивается в 70 млн рублей ежегодно.

 

ПУСТУЮЩИЕ ГОРОДА

Естественно, развитие промышленности в любой точке планеты влечет за собой развитие инфраструктуры и городов: для перевозки руды строятся новые дороги, для работников компаний и их семей — жилые дома, школы, больницы, оживает малый бизнес, сфера услуг, процветают компании-поставщики. И если по какой-либо причине компания оставляет проект, построенные города начинают пустеть.

Опустошение моногорода Малмбергет на севере Швеции было обусловлено технологической аварией. Более ста лет ведущая государственная горнорудная компания “LKAB” разрабатывала месторождение железной руды, которая залегает непосредственно под моногородом с населением в 5000 человек.

На протяжении многих лет жители города жаловались на то, что ночные подземные взрывы “раскачивают” дома, иногда в асфальте появляются трещины, которые вызывают беспокойство о безопасности проживания в городе. Но больше всего жители жаловались на то, что подземные взрывы не дают городу спать, порождают проблемы и сопутствующие заболевания.

Весной 2012 года в центре Малмбергета образовался огромный котлован — примерно 150 метров в глубину и в ширину. Обвал произошел из-за интенсивной работы рудника и поделил самый центр городка на две части. В результате никто не пострадал, но компания много лет затягивала процесс переселения людей, чьи дома оказались рядом с котлованом.

Сегодня провал обнесен высоким металлическим забором. Центр города в сотне метров от ямы представляет собой пустующее, но функционирующее гетто: везде в глаза бросается серость, заброшенность и неухоженность. Первые этажи зданий, где некогда располагались аптеки, магазины, кафе и парикмахерские, закрыты и заколочены, а на верхних этажах все еще живут люди. В субботний день в центре города пусто и тихо, в единственной открытой пиццерии нет ни одного посетителя.

 

СААМЫ ПРОТИВ

В 2013 году на всю Швецию прогремела новость о протесте жителей городка Каллак против планов британской компании “Беовулф” по добыче железной руды на месторождении, открытом еще в 1947 году. Каллак находится недалеко от города Йоккмокк — на обширной территории традиционного проживания саамов, где они до сих пор занимаются оленеводством.

Протест был жестким и самым резонансным за последние десятилетия в Швеции. Оленеводы, саамы, местные жители и экологи разбили лагерь в районе планируемых изысканий, не пуская туда технику и рабочих. Название маленького северного поселения попало в национальные СМИ после того, как местная полиция стала разгонять участников протестного лагеря с применением силы.

“Здесь находятся самые ценные заповедные земли Лапонии, они охраняются ЮНЕСКО”, — рассказал Ян Эрик Лента, представитель местной саамской общины.

По его словам, это не единственная проблема будущего проекта. Основной протест жителей вызвали планы компании по транспортировке руды. Скорее всего, ее повезут от места разработки до первого пункта железной дороги по единственной узкой дороге, проложенной в этих местах. Что на практике будет означать сотню груженых самосвалов, идущих в обоих направлениях.

Усугубляет ситуацию и тот факт, что по узкому длинному отрезку именно вдоль этой дороги проходит маршрут миграции оленей. Кто когда-либо видел, как ведут себя олени, когда видят автомобиль, поймут всю сложность ситуации. Сотни тяжелых грузовиков ежедневно на пути миграции оленей сделают оленеводство невозможным.

Оленеводство является отличительной чертой именно этой части страны: в Йоккмокке в оленеводстве, производстве продукции и заготовке мяса оленей, в развитии и поддержании саамской культуры занято больше человек, чем в любой другой сфере.

Несмотря на то, что голоса жителей коммуны до сих пор разделены пополам в вопросе, стоит ли  позволить компании начать разработки, этот протест для Швеции был поворотным.

Все началось с дебатов в парламенте страны об устойчивом землепользовании. На фоне недовольства местного населения разработками, не приносящими существенного дохода в бюджет страны и иногда приводящими к катастрофическим последствиям, выяснилось, что с 2000 года и до протеста в Каллаке правительство не отклонило ни один запрос на разработку полезных ископаемых.

Региональные власти стали активнее противостоять некоторым планам компаний, что ввело промышленников в состояние шока — до 2013 года никто не ставил перед отраслью неудобных вопросов.

Это интересно(0)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *