5 октября — День уголовного розыска России, структуры, которая когда-то называлась коротко — сыск. И еще раз коротко — УгРо. МУРовец Жеглов — их коллега, и фильм о нем оперативники знают наизусть. “Вор должен сидеть в тюрьме” — фраза до сих пор девиз уголовного розыска.
О работе этих людей — непоказной и сложной, рассказала “ДД” Татьяна Гордиевских, майор полиции, оперуполномоченный агентурно-оперативной работы.
Голубая кровь и белая кость
— Татьяна, говорят, что в уголовном розыске всегда работают самые лучшие, самые идейные. Это правда?
— Лучше сказать так: в процессе работы остаются самые лучшие. Никто специально не подбирает, например, “краснодипломников”. Но работа сама по себе отсеивает тех, кто не справляется. Подразделение специфическое, кто-то не выдерживает нагрузки, к тому же достаточно эмоциональной. Каждый день мы общаемся с криминальным миром, встречаемся со злом, агрессией. И здесь самое главное — не потерять лицо, оставаться человеком. Мы здесь все офицеры, и звание обязывает.
Работа эта очень сложная. Ребята ночами не спят, бегают — опера ноги кормят! Информацию собираем по крупицам. Зато друг за друга всегда, коллектив — а в Кировско-Апатитском районе сотрудников уголовного розыска 29 — очень дружный, слаженный. И так всегда было в уголовном розыске.
Я хочу отметить группы по раскрытию тяжких преступлений и имущественных преступлений. В этом году у нас высокие показатели. С начала года уголовный розыск раскрыл 228 преступлений. Убийств было зарегистрировано восемь, и все раскрыты. В Коашве раскрыт угон и поджог автобуса. Из девяти заявленных угонов восемь раскрыли. А также — 23 грабежа, четыре разбойных нападения. Был задержан преступник за убийство, находящийся в международном розыске — наши ребята хорошо сработали, задержали и привезли.
В этом году раскрыта серия краж с дачных участков в Кировске и Апатитах — человек задержан, находится в СИЗО, идет следствие. А еще мы раскрыли кражу с большим материальным ущербом — хищение металла из крупной организации. Долго искали и нашли, похититель тоже понесет наказание.
Кстати, о наказании. Мы стараемся, чтобы каждый злодей его получил. После нас решение, конечно, принимают другие структуры, но поймать и обезвредить — наша задача. И каждый из нас в душе уверен, что преступность мы победим. И пускай они нас боятся.
Светлая полоса
— Назовите три главных качества, которые нужны для успешной работы в уголовном розыске.
— Первое — это порядочность. Ты должен быть со своей совестью в ладах. Второе — коммуникабельность, контактность, умение расположить к себе людей, разговорить их. И третье — выносливость, эмоциональная и физическая.
А самое главное — это, наверное, патриотизм. В самом искреннем понимании: мы защищаем в первую очередь свою семью, своих детей, сообщество, в котором мы все живем. И, наверное, работа здесь — призвание. У нас, кстати, есть преемственность поколений — дети идут по стопам родителей. Оканчивают вузы и приходят в полицию, невзирая на то, что отцы все их детство на работе пропадали.
— А эмоционально трудно?
— Здесь эмоции отходят на второй план — ты не должен ни трепетать, ни бояться, иначе захлебнешься. Но все равно мы переживаем, конечно. Особенно когда люди пропадают, когда матери плачут. Зато по-настоящему рады, когда находим человека. За всем негативом есть светлая полоса, и мы все получаем внутреннее удовлетворение, когда преступник найден. И не важно, сколько ему дадут. Главное — мы разыскали.
А еще наши сотрудники, опытные профессионалы, проявляют настоящие чудеса — могут по первому же описанию на оперативном совещании наметить подозреваемого: работают с ними подолгу, знают, кто как одет и подстрижен, в городе или уехал. Однажды увидели на видеозаписи человека, который максимально закамуфлировал внешность, и тут же назвали фамилию. Как? Да по походке узнали. У нас есть чутье, и хочется, чтобы и удача нас не покидала.
Взаимное спасибо
Татьяна Гордиевских говорит, что гордится своей работой. А ведь сюда она попала случайно — женщин долго не брали, считали розыск тяжелой мужской работой: бессонные ночи, дежурства, оружие, но…
— У женщин есть свой особый угол зрения, мы видим детали, которые не каждый мужчина заметит. И мы более коммуникабельны — нам бывает легче разговорить человека.
Кстати, огромное спасибо гражданам нашим — они ответственные, понимающие. Реагируют правильно на ночные обходы, например, помогают, предоставляют видеозаписи. В Апатитах вообще люди добрые и внимательные. Если совершено преступления — в стороне не остаются. Особенно, если это поисковые мероприятия — выходят волонтеры, даже из области приезжают.
Поблагодарю еще официальных лиц — администрацию города, социальные службы. А они очень отзывчивые, спасибо им за сотрудничество!
И отдельное спасибо семьям, женам наших сотрудников за понимание. У нас есть и командировки, и ночные выезды: понять эту работу до конца трудно. Но дети все гордятся своими родителями!
— А вам говорят спасибо?
— Мы — бойцы невидимого фронта: выезжаем на место по горячим следам, находим человека и передаем другим структурам. Поэтому чаще благодарят следователей, а не оперативников. Но нам не важна благодарность — хочется, чтобы люди уважали эту профессию.
А благодарят нас обычно после успешного розыска пропавших. Даже в трагической ситуации. Однажды у нас погиб человек из Белоруссии, мы долго устанавливали личность, делали ДНК-экспертизу, потом приехали родители и говорили нам спасибо за то, что дали возможность похоронить сына.
— Вы часто форму надеваете?
— Сотрудники уголовного розыска форму практически не носят. Потому что мы не должны быть заметны. Форму надеваем на торжественные мероприятия, построения, награждения.
Вот дипломы наши, смотрите — апатитский розыск много лет был на первом месте в области и еще будет. Но мы работаем не ради премий, зарплаты и наград. Это внутренняя потребность, призвание — быть опером.