Во вторник информация начала распространяться, как вирус: в Апатитах пропал ребенок. Такие ситуации для нас всегда тревожны, к сожалению, город хорошо помнит трагедии, которые случались у нас с детьми. Потому что они — редкость… А тут — девочке 13 лет, и в Апатитах она в гостях.
Крик о помощи разместила и мама девочки, и ее апатитские друзья: “13 августа ушла гулять и больше не вернулась. С 22.00 телефон выключен. Рост — 156, телосложение нормальное, глаза голубые… Звонить по телефону — личному и 02”.
Лера еще 9 июня приехала в Апатиты к бабушке и деду. Она живет с родителями в Санкт-Петербурге, последний раз была на Севере шесть лет назад и “больше ни ногой” — говорит сейчас ее мама, Надежда.
Когда вечером в воскресенье она так и не появилась дома у родных, дедушка тут же помчался в полицию и написал заявление. Никаких “трех дней” никто ждать не стал, этого правила давно нет — поиски начинаются сразу же, особенно если речь идет о несовершеннолетних. Начали искать и горожане, прочитавшие информацию в соцсетях. У нас спрашивали — куда идти, будет ли общий сбор, почему в Апатитах нет волонтеров “Лизы Алерт”. Но дело в том, что в волонтерские поисковые организации могут обращаться только родные, а не газета, поэтому мы всю информацию передавали маме. Ей, тем временем сочувствовали совсем незнакомые люди: “Ой, бедные мама, бабушка и вообще все родственники. Даже представить себе не можем их состояние сейчас. Девочка, если читаешь нас, позвони маме! Возвращайся домой!”
— Спасибо огромное апатитским жителям — мне звонили, писали, говорили, что идем искать с собаками, — говорит Надежда. — Да, в общем, и нашел дочку просто какой-то парень. Во вторник я была еще в дороге, ехала на машине из Петербурга, и тут он мне звонит и говорит: “Я вижу девочку вашу, она стоит у магазина “Родник”, что мне делать?”
Надежда тут же перезвонила и в полицию, и своей родственнице, все поехали к “Роднику” на проспекте Сидоренко. Родственница, собственно, первой и поймала за руку беглянку. И все закончилось хорошо, с небольшими потерями: измучена мама, дед в шоке, бабушка в больнице, девочка перепугана.
А история эта, к сожалению, очень типична и для Апатитов, и для определенного, уже почти не детского возраста. Лера захотела погулять с друзьями. Гуляла допоздна, аккумулятор на телефоне сел, после определенного времени домой идти уже страшно. Ночь она провела в гостях у приятеля, вернее, у его пожилой родственницы (к ней, конечно, вопрос: почему не спросила ребенка, не ищет ли ее кто?). Утром пошла домой и не увидела у подъезда дедовой машины, решила, что тот уехал по делам — хотя, естественно, дедушка носился по городу, искал внучку. Пошла гулять дальше. И чем больше проходило времени, тем страшнее было возвращаться. При этом девочка выходила в Интернет — приятели показывали странички местных сообществ, она знала о той волне беспокойства, что поднялась по городу, и, по словам мамы, это ее напугало еще сильнее.
Для матери эта ситуация стала удивительной вдвойне. Она говорит, что дочь ни разу в жизни так не поступала, нигде не терялась, наоборот — она человек очень загруженный и школой, и секциями, нормальный, адекватный и воспитанный.
— Мы знаем, что такое современный мир и какие в нем есть опасности для подростка, — говорит Надежда. — И поэтому очень оберегаем дочь. Я, конечно, пережила непростые дни, но хочу сказать огромное спасибо тому парню, который нашел Леру. Постараюсь найти его телефон и поблагодарить лично.
В среду мама с дочкой отбыли домой. Горожане вздохнули с облегчением и напутствовали словами: “Хорошо, что все закончилось. Маме — сил и мудрости”. А мы очень просим подростков, которые надолго уходят погулять, помнить главное: если вы боитесь вернуться домой после долгой прогулки, знайте — нам, взрослым, в сто раз страшнее вас потерять. И мы всегда будем искать вас, хоть поодиночке, хоть всем миром.