Кажется, что он был всегда. И это последний выживший советский общепит в нашем городе. Еще в 90-е канули в небытие “Хибины”, “Имандра”, “Пельменная” на Ферсмана. А “Заполярье” стоит и входит в МУП — муниципальное унитарное предприятие. Это значит, что оно не просто старинное — оно еще и единственное не частное. И вот с 29 июля у него новый директор — Марина Мерешкина.
Рядом с питанием
Марина Мерешкина — человек, подходящий по многим параметрам: образование, опыт и характер — вот ее преимущества.
— Я родилась в Апатитах, училась во второй школе, а в 1985 году наша семья переехала в Ижевск, — рассказывает Марина Александровна. — Там я окончила Ижевский техникум советской торговли, получила профессию “технолог приготовления пищи — повар пятого разряда”. А затем и высшее образование на факультете “Менеджмент и маркетинг” в Ижевском государственном техническом университете имени Калашникова.
Рабочий путь Марины Мерешкиной почти целиком связан с организацией питания и с управлением.
— Я работала технологом общественного питания на большом металлургическом комплексе, и поваром, конечно, тоже. А потом наступили девяностые, и я ушла руководить вагоном-рестораном: девять лет на фирменных поездах “Ижевск — Москва” и “Ижевск — Санкт-Петербург”. Ресторан у нас был с дресс-кодом, с интересным меню. А потом я решила: нужно что-то менять, и начала работать в торговле — товароведом, а потом и директором крупного мебельного магазина. Спустя 21 год после отъезда с Севера я отправилась в Апатиты на встречу с одноклассниками и… осталась здесь, ностальгия победила. Так что зимой будет шесть лет, как я вернулась.
В Апатитах Марина Мерешкина вернулась в сферу питания. Работала на СЗФК, вначале со стороны подрядчика, управляющей предприятием питания, затем — со стороны заказчика, ведущим специалистом группы по организации питания. Участвовала в открытии гипермаркета “Твой” как заведующая производством готовой продукции.
— Так и получается, что я почти все время связана с общепитом, — говорит Марина Александровна. — И для меня в этой среде интересно творчество, ведь общепит включает производство, торговлю и, главное, гостеприимство. Здесь человек включает все свои человеческие способности, по крайней мере, если любит свое дело. И мы будем добиваться, чтобы полюбили все на этом предприятии.
Конкурент пока каждый
— Вот у вас на четвертый день в должности какие появились мысли? С чего начать, за что нужно взяться?
— Поскольку “Заполярье” — предприятие старое и неразрывно связанное с городом, то, думаю, оно должно стать в какой-то мере его лицом. Чтобы здесь было не стыдно встретить гостей. Упор сделаем на качество питания и предоставление услуги в целом.
Кажется, что в городе сегодня много заведений питания, однако, считаю, эта ниша еще не заполнена. Для горожан чем больше разных кафе и ресторанов, тем лучше. Мне хочется, чтобы в целом мнение о “Заполярье” переменилось, чтобы люди шли к нам с удовольствием.
— А кто ваши основные конкуренты?
— Вот прямо сегодня у нас конкуренты все. Но, скажем, если взять зал, как у нас, на 130 человек, то конкурентов и нет. Это наш огромный плюс, и мы будем этим пользоваться. И потом, у “Заполярья” очень преданные посетители, и мы им очень благодарны за верность и поддержку.
— Меню изменится?
— Да, что-то любимое и ходовое останется, но и новое добавим — начинаем разрабатывать фирменные блюда. Уже вчера отрабатывали первое из них, предлагали гостям в виде комплемента от шефа — всем понравилось.
Сегодня “Заполярье” работает в летнем режиме, по заявкам. В пятницу у нас свадьба, в субботу банкет, детский лагерь кормим. И я вижу, что почти каждый день у нас есть гости.
— А над убранством зала будете работать?
— Как раз сегодня жду дизайнера, чтобы обсудить новый стиль. В моем понимании, облик ресторана должен соответствовать названию, быть отражением нашего края. Конечно, полный редизайн — это дорого, но попробуем приукрасить то, что есть.
Хотелось бы, чтобы заработал полноценный бар. Музыка живая останется, но будем рассматривать сотрудничество с приглашенными музыкантами. Хотим и тематические вечера проводить. Вот у нас на складе много советской посуды списанной — для вечеринок в стиле СССР отлично подойдет!
— Коснутся ли перемены кафе?
— Формат продаж через витрину останется прежним, мы лишь улучшим качество приготовления блюд. Для детей уже сейчас есть мороженое и молочные коктейли. Немного изменим интерьер, возможно, сменим мебель, чтобы стало поуютнее. И хотя алкоголь в кафе продаваться будет, все равно хотелось бы окультурить эту часть. Здесь ведь все кондитерские изделия продаем, кофе — взрослым и детям здесь должно быть хорошо. Уже сейчас тут можно не только пообедать, но и позавтракать (кафе с восьми утра работает), и поужинать — открыто до десяти вечера.
А с пятницы возобновляем приготовление шашлыков на крыльце — шашлычник прежний.
Плюсы и минусы
Вообще-то, первое, что я услышала от Марины Александровны, — слова о том, что ничего не нужно “ломать”. Ведь не всегда удается выстроить лучше. Кажется, она очень трезво оценивает то хозяйство, что ей досталось, — и материальное, и человеческое.
— У предприятия очень много ресурсов, просто их нужно правильно использовать. Например, полностью обновлять кухонное оборудование не понадобится, только кое-что подремонтировать. А что касается людей… Я отдаю должное всем сотрудникам “Заполярья” — они тут трудились, вкладывали силы, я уважаю заслуги прошлых поколений работников. Но мы пойдем дальше — станем учить, направлять. Главное — попробуем привить любовь к профессии. Возможно, кто-то новшества будет воспринимать болезненно, но ведь и выздоровление всегда приходит через боль. А за безобразия по голове гладить никто не станет.
Пока самое сложное — накрепко “впитанные” старые методы приготовления и подачи блюд и нежелание усваивать новые. А вот продавцы, официанты, администраторы, бухгалтерия — все готовы к переменам. Да и на производстве, есть молодежь, которая прекрасно справляется с обязанностями. Есть инженер-технолог, есть потрясающий кондитер — на наши пирожные всегда любо-дорого посмотреть!
Поварское дело, конечно, трудное, и физически в том числе. И здесь, как в семье — вначале любовь, а потом приходит быт. Когда работа становится рутиной, качество начинает сползать. А чтобы такого не случалось, труд должен быть подкреплен — поощрениями, учебой, мастер-классами. Главное, чтобы люди поняли: меняться не только необходимо, но и интересно.
— А если ваш сотрудник скажет: не хочу ничему учиться? Уволите?
— Из МУП так просто не уволишь, — улыбается Марина Александровна. — Так что всем придется привыкать к переменам.
Хозяин — город
МУП “Заполярье” — это не только ресторан и кафе, а еще и питание в двух школах, точки продаж в детской и взрослой поликлиниках, Коашве, еще и в администрации города откроется в сентябре. Сотрудников предприятия — 46, поваров из них — 16.
— Марина Александровна, скажите, как вы будете совмещать творческий подход, собственное видение с мнением владельца предприятия в виде города? Сложнее так работать или проще? Плюс это или минус?
— Я никогда не работала в муниципальном предприятии. Но скажу так: важно сделать свою работу хорошо, отдать ей свои знания и навыки и постараться найти общий язык со всеми. Думаю, мы найдем консенсус, держать совет мне не привыкать, и это тоже интересно. Я человек рациональный, оцениваю, что нужно делу, и стараюсь увидеть путь, по которому стоит идти.
А вообще, в связи с новой должностью, жизнь мне предстоит увлекательная. Я люблю работать, и моя семья к этому привыкла, спасибо мужу и сыну за понимание. Сегодня у меня есть и желание, и энергия. Даст Бог, все получится. Посмотрим!