Прошлую пятницу Амаяк Мкоян мечтает побыстрее забыть.
“Это был просто страшный сон какой-то”, — говорит он о пожаре.
И занимает себя делами — с утра до вечера вместе со строительной бригадой возвращает своему кафе первоначальный вид. Говорит, что будет еще лучше, чем раньше. А пока он встречает меня на крылечке в одежде, полностью обсыпанной побелкой…
Судьба!
“Три соуса” 14 сентября отметит год с даты открытия в помещении на Ленина, 6. Вначале тут торговали хот-догами, потом располагалось кафе “Баскин Робинс”, работавшее по франшизе. А прошлой осенью открылись “Три соуса” — оригинальное предприятие.
— Мы сами — франшиза, это апатитское заведение, которое будет открывать себе подобные в других городах, — рассказывает Амаяк. — Мы предлагаем фастфуд трех направлений: азиатская кухня, турецкая и американская. Это наш первый проект, мы собирались обновлять дизайн, даже набрасывали новый проект, пока на бумаге. И тут судьба сама нас подтолкнула…
“Судьба подтолкнула” их в девять утра, когда владелец заведения и управляющая ехали в Мурманск за новым оборудованием. “У вас тут пожар, приезжайте!” — сообщила по телефону сотрудница.
Кафе работает с 11 утра, но первыми, в девять, приходят заготовщики, чтобы сделать все нарезки. В пятницу заготовщица была в кафе одна.
— Хорошо, что у нас была установлена видеокамера, — рассказывает Амаяк. — На записи видно, что дым начался в области проводки, к которой подключался аппарат для фритюра. Через десять минут уже было сильное задымление и появился огонь. Сотрудница все это время не предпринимала никаких решительных действий, дым зачем-то начала тряпкой разгонять. А когда огонь перекинулся на фритюрницу — набрала ведро воды и швырнула туда. Самое обидное, что за неделю до пожара мы проводили инструктаж по технике безопасности с новыми сотрудниками, огнетушители у нас стоят в шаге от места возгорания…
О технике безопасности говорили и с той самой заготовщицей, ведь она тоже новичок — 21 июля была ее третья смена в заведении, она работала там с 9 июля.
— Но почему-то она не звонила пожарным, — рассказывает Амаяк Мкоян, — а набрала номер управляющей. Та, пока мы разворачивались и возвращалась в Апатиты, просила ее воспользоваться огнетушителем, объясняла по телефону, как и куда нажимать, но…
Девушка покинула кафе. Позже обратилась к врачам с отравлением угарным газом.
Решетки не при чем
Когда владелец вернулся в город, пожар уже потушили. А первый звонок на пульт дежурного 01 поступил в 9 часов 39 минут, и это были прохожие, затем звонков стало все больше. На место происшествия прибыли два пожарно-спасательных подразделения — восьмой и 31-й пожарных частей: всего 13 человек личного состава, три пожарных машины и одна автолестница. Из задымленного подъезда дома пожарные помогли выйти двум пожилым людям, помощь врачей им не понадобилась. Как написано в официальной сводке, “в результате в помещении кухни огнем значительно повреждены стеллажи, кухонное оборудование, два холодильника, предметы для приготовления пищи. Закопчены стены и потолок по всей площади кухни, а также в остальных помещениях”.
Пока идет проверка, дознаватели выясняют причины пожара. Сотрудники пожнадзора рассматривают две наиболее вероятные версии: возгорание масла во фритюрнице и короткое замыкание. Но стоит сразу же пояснить важные детали и развеять слухи. Кафе “Три соуса” оборудовано тремя выходами — основным, для посетителей, и запасными — выходом из кухни и дверью в подъезд. Решетки на окнах достались “Трем соусам” от прежних владельцев, все они открываются, но во время пожара их быстро выпилили снаружи в тот момент, когда пожарные были уже внутри помещения: нужно было демонтировать тлеющую деревянную раму. Как рассказали пожарные, окно — это кратчайший путь для направления средств тушения, поэтому они сразу же им и воспользовались. Причем два человека в тот момент подавали средства тушения в помещение через двери, другие двое — рукав в окно снаружи. Так что все домыслы, мол, решетки помешали тушить огонь, совершенно безосновательны.
Что касается электропроводки, она также осталась в кафе от арендодателя — частного лица. Владелец кафе перед открытием лишь завез оборудование, столы и сделал небольшой косметический ремонт помещений.
— В зале все уцелело, только сильно закоптилось, а вот кухня сгорела полностью, по моим прикидкам, ущерб тысяч в восемьсот…
Не до инфарктов
Для Амаяка Мкояна этот бизнес — второй. Первым была хлебопекарня, откуда хлеб доставляли в “Дружбу” и “Ромашки”. А потом пришли сетевики, и хлеб от мелких частников их никак не заинтересовал. И вот — кафе, которое с такой любовью и верой открывал год назад молодой предприниматель.
— Знаете, в пятницу, после пожара, я просто взялся за голову и подумал: “Вот я влип! Сейчас меня хватит инфаркт, в 24-то года…”, — рассказывает Амаяк.
Но долго просидеть так ему не дали друзья. Все пришли в тот же вечер, переоделись и взялись за тряпки.
— Это Женя Залкинд из “Рок-н-Роллов”, Сергей Потаман, веб-разработчик, другие ребята-предприниматели. Все понимают, какая у меня финансовая ситуация сложилась, и я осознаю, что людям могло быть вообще не до меня — у всех свои дела, проблемы. Но все пришли и взялись. Тут же помогли мне найти бригаду строителей-профессионалов, которые не стали говорить, мол, мы только через неделю сможем, а появились сразу же и работают ежедневно с девяти утра. Фирма “Чистый дом” бесплатно предложила свои услуги, с дорогущей химией — говорят, мебель будет выглядеть лучше прежнего. Даже компания “Пепси” никаких издержек не вменила — просто заменит нам оборудование. Понимаете, я сегодня не брошен. А это важно, это дорогого стоит.
В свою очередь я поговорил с соседями сверху, люди отнеслись с пониманием. Окно на втором этаже человеку заменим, когда он даст согласие — пока, говорит, не к спеху. Вернем на место и облицовку фасада дома. Здесь ничто не будет напоминать о пожаре.
Ежедневно наводят порядок в кафе и его сотрудники — пять постоянных и три стажера. Кроме той самой девушки-заготовщицы. Она написала объяснительную: “…Загорелось, перекинулось на фритюрницу, был мощный огонь, испугалась, убежала”. А Амаяк Мкоян говорит, что до 10 августа “Три соуса” откроются и он постарается, чтобы это открытие было торжественным.
Девушке стало плохо и она обратилась на скорую. Не надо говорить, что она сбежала