Нам меняют глаза!..

Хлопок и руки девушки... Можно ли завидовать хлопку? Фото Екатерины Бугровой.
Хлопок и руки девушки… Можно ли завидовать хлопку? Фото Екатерины Бугровой.

 

Нам меняют глаза! Мне, по крайней мере, сменили. Да и уши тоже. Где-то на дистанции подкараулили и устроили мне пит-стоп, как будто я болид “Формулы-1” — моментально сменили глаза и уши. А иначе почему я стал многое видеть и слышать не так, как раньше?

Проще всего по литературе судить. Когда-то я ценил Пушкина за стихи. На повести Белкина внимания не обращал. И вот недавно послушал их… И был глубоко взволнован простотой и красотой. Да вот моя же заметка на полях: проза Пушкина — легко, просто, понятно… Читаешь, и кажется, что и дышится легче…

Зато раньше пребывал в хроническом экстазе от Хемингуэя. С юности пребывал. И во всех анкетах, даже когда в партию вступал, на вопрос о любимом писателе честно отвечал: Эрнест Хемингуэй. Да что в юности. Уже в зрелом возрасте и твердой памяти, семнадцать лет назад, оказался в Гаване и первым делом ринулся в “папино” заветное кафе “Флоридита”, где он многие годы сиживал, пил замороженный дайкири и писал романы. А недавно я решил перечитать “святое писание” от Хемингуэя — “Острова в океане”. Боюсь, сейчас вспыхну от стыда, но все же скажу: не осилил. “За рекой в тени деревьев” — когда-то волшебная, невероятно сильная для меня повесть не пошла… Нет, достоинства их не померкли. Страшно теперь их читать, такие они печальные и безысходные.

А может, мне не только глаза с ушами подменили, а всю голову. Я ведь и думать стал иначе.

Когда-то меня умиляла максима: не давай человеку рыбу — он ее съест и завтра снова будет голодным, дай ему удочку — пусть всю жизнь питается. И ведь я искренне соглашался с этим. Наверное, молодежный максимализм мною руководил. А вот недавно задумался… Какая же это глупая, фарисейская и даже гадкая мысль. Словоблудие чистейшей воды. Так можно говорить, чтобы оправдать свое жлобство. Я понимаю, это — образ, почти поэзия. Но ведь рано или поздно вам реально голодный человек встретится, и вы так и будете ему в нос метафорами тыкать? И гордиться собой за мудрость и принципиальность…

Да, раньше я знал, как решать такие проблемы. Уверен, что знал. Только не помню. А теперь не знаю (опять с головой что-то).

Сейчас в Сети мировой обсуждают истории о бесплатной выдаче хлеба малоимущим. Можно сомневаться в их достоверности, но истории вполне вероятные. В Екатеринбурге, в Красноярске, в других местах находится предприниматель, который начинает помогать беднякам — выдавать бесплатно хлеб. И везде сюжеты развиваются одинаково. Сперва получатели рады, благодарят, обещают век Бога молить. Потом желающих бесплатного хлеба становится все больше. Но если мелкий предприниматель в силах отдать сто буханок в день, то триста буханок, к примеру, окажутся за пределами его возможностей. И вот двести недовольных “спасибо” не говорят. Они ругаются, скандалят, хамят, называют продавцов ворами, угрожают погромами и поджогами. В итоге творение блага заканчивается… Почему я уверен, что истории не выдуманные?

На первом году издания нашей газеты мы раздавали сотню экземпляров старикам. Именно — раздавали. Газета была дороговата, по цене — как две буханки хлеба, а мы хотели, чтобы нас читали все. И вот сперва мы слушали, какие мы хорошие люди да какую чудесную газету мы делаем, а блага, которые нам пророчили и на этом, и на том свете, завораживали. А потом бесплатная сотня заканчивалась, но просители продолжали идти. И мы узнавали, какие мы, мягко говоря, гадкие, гнусные и подлые… Ну, и дальше так же, как с хлебом. И что меня занимало — ведь одни и те же люди. Вот, к примеру, старушка, приди она двадцатью минутами раньше, она прижимала бы газету к груди, а в глазах ее стояли бы слезы счастья и благодарности. Но опоздала, и теперь из ее глаз — молнии, а изо рта — отборные проклятия вперемешку со слюной.

Может, тогда я и перестал верить фарисейской максиме про рыбу и удочку. Тогда каждому любителю газет придется выдавать по типографии.

Ну, и для полноты картины, а мы знаем, что каждая картина имеет, как минимум, две стороны, расскажу историю про девочку Аню и доктора. Только вчера услышал…

Анечка в восемнадцать лет готовилась стать мамой. Прошлым летом, будучи уже на сносях, гостила в городе Пскове и пошла там на УЗИ, чтобы узнать, как ребеночек поживает, готов ли к переменам. Доктор обследовала ее и доложила: порядок. Тогда Анечка и спрашивает: а кто там — девочка или мальчик? А доктор говорит: а это дополнительная услуга, с вас еще пятьсот рублей. Аня: у меня нет пятисот рублей, я едва две тыщи сто наскребла. А доктор: вот еще наскребите и заглядывайте. Аня не унимается: но вы ведь смотрите на экран, вы его или ее видите? Доктор: вижу, но скажу только за пятьсот рублей.

Так Аня и ушла в неведении. А через месяц родила чудесную девочку.

…А может, голова на моих плечах и все ее части прежние? Может, я просто научился смотреть с разных сторон?..

 

Ваш Игорь Дылёв.

Меняйте ракурс!

Девиз недели: Пусть будет стыдно утром  в понедельник, чем скучно в пятницу вечером.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *