Понедельник и вторник стали испытанием для учеников всех школ города. Как проходила военно-патриотическая игра “Орленок-2017” и как к ней каждый год готовятся педагоги.
Секреты учителей
Давно заведено — “Орленок” состоит из нескольких этапов. Иногда что-то меняется, но основа — стрельба, военизированная эстафета, интеллектуальный конкурс, сражения капитанов и, вне зачета, смотр строя и песни. Разноплановые состязания, для участия в которых необходимы разные навыки и даже склад характера. К примеру, для успешной стрельбы нужны не столько хорошее зрение, сколько выдержка. Чтобы участвовать в эстафете, надо быть не просто быстрым, но и собранным — за любой промах участника команда получает штрафные баллы. Отвечать на вопросы интеллектуального этапа проще умникам, а они, как правило, редко бывают спортсменами. Как же педагогам удается собрать команду?
— Мы сначала всех берем, — говорит Сергей Балабкин, учитель физкультуры школы №14. — А потом на тренировках отбираем лучших для каждого конкурса, тут уже смотрим на способности ребенка. К сожалению, многие уходят, ссылаются на занятость.
— Нам вдвойне тяжело, — рассказывает Лариса Дорус, педагог-организатор школы №3, — ведь в школе нет 10-11 классов, так что наши тут самые маленькие. Предпочтение отдаем спортсменам.
— В первую очередь в команду набираем остатки прошлогодней, — делится опытом Светлана Дашко, педагог-организатор и учитель ОБЖ среднего звена школы №4. — Потом берем всех, кто хочет. Ну, а потом происходит отсев.
— При отборе в команду в первую очередь важна физическая подготовка ребенка, — говорит Алексей Чуфырев, учитель физкультуры и ОБЖ гимназии №1. — А вообще залог успеха — плановая подготовка детей. Кандидатов я начинаю присматривать еще среди семиклассников. Очень важна преемственность, надо чтобы младшие учились у старших. Нынешняя команда состоит из учеников 8-11 классов. Также детям помогает опыт других военно-спортивных соревнований и фестивалей.
— После того, как наберем всех желающих, смотрим на их физическую подготовку, — говорит Владимир Волков, учитель информатики и ОБЖ школы №5. — А потом тестируем ребят на способность участвовать во всех этапах игры. И кстати, вы не правы, умные бывают и быстрыми, и меткими.
— Спортсмены — основа команды. Но я считаю, что натренировать можно любого, — рассказывает Вячеслав Погорелов, учитель ОБЖ школы №15.
В том, что из любого ребенка, который хочет стать членом команды “Орленка”, можно вырастить универсального “солдата” уверен и Денис Куранов, учитель ОБЖ седьмой школы:
— Конечно, лучше — команда спортсменов, но у нас приходили и такие, кто вообще ничего не умел, но очень хотел и научился, — говорит он.
При отборе кандидатов в команду предпочтения спортсменам отдает и Игорь Комаров, учитель физкультуры и ОБЖ школы №6.
— Желающих обычно довольно много, но потом многие сбегают, кстати, первыми уходят те, кто громче всех кричал: хочу участвовать, — говорит Владимир Колязин, учитель физкультуры школы №10. — Ведь подготовка к “Орленку” много сил требует.
Отличившиеся
“Орленок” — серьезное испытание, причем не только для детей. Видели бы вы, как переживают учителя! Волнуются они, пожалуй, сильнее, чем если бы сами бегали, прыгали или стреляли, но изо всех сил стараются скрыть эмоции. Ведь их переживания дети видеть не должны, им от учителей больше поддержка нужна, чем истерики.
Пока мы беседовали с педагогами, дети очень азартно и эмоционально боролись за главный приз игры — переходящий кубок. Кстати, эмоции на “Орленке” — отдельная песня. Никогда бы не подумала, что спортсмены, казалось бы закаленные множеством соревнований, тут могут дрожать всем телом. Но ведь так и было! Невозможно смотреть, как рыдают девчонки после окончания эстафеты, которую их команда закончила не с худшим результатом. И как многие охнули, когда у капитана четвертой школы в последний момент сборки автомата он разлетелся прямо в руках.
— Очень жалко парня, хоть он и из команды соперников! Ведь все сделал четко и красиво, — прокомментировал ситуацию один из родителей.
— Хорошо, что это случилось не вчера во время эстафеты, — говорит Светлана Дашко. — Автомат у нас очень старый, мы еще на тренировках понимали, что он прямо на последнем издыхании, но купить новый возможности не было.
Казалось бы, каждый год соревнования похожи на предыдущие, но все же отличия есть. В этом году невозможно было не заметить команду школы №14. Если бы за командный дух был специальный приз, именно она бы его и получила. Так своих игроков, кажется, еще никто не поддерживал. Когда задание выполнял один участник, остальные садились вокруг него в круг и что есть силы били по полу ладошками.
А еще этот “Орленок” отличился добрым отношением соперников друг к другу. Тут стоит особо отметить гимназистов, которые во время эстафеты искренне и активно болели за ребят из шестой школы. А ведь совсем недавно дети чуть ли не войны объявляли конкурентам, и этот негатив было невозможно не заметить во время соревнований.
А теперь о результатах, которые для многих, следящих за “Орленком”, стали неожиданными. Три года подряд главный приз, переходящий кубок, никуда не переходил, его выигрывала команда гимназии. В этом году его завоевала команда четвертой школы, так что до следующего “Орленка” он там и будет “жить”.
— К этой победе мы шли долго и трудно, — говорит Наталья Бровко, директор школы. — Она очень заслуженная, ребята и педагоги молодцы.
Есть у школы и еще один повод гордиться: звание лучшего присвоено капитану этой команды Егору Помозову.
Гимназия “навоевала” на серебряные медали “Орленка”, третье место заработали ребята из шестой школы.
Что происходит? Почему вдруг Дашко стала учителем 14й школы?
Спасибо за бдительность, поправили.