Народ против нефти

Для того, чтобы построить зал суда под открытым небом, потребовалось 190 тонн чистого льда. Зал рассчитан на 150 зрителей. Режиссеры шоу постарались, чтобы каждый мог услышать и понять выступающего: для этого организовали синхронный перевод с норвежского языка на русский и английский.  Для тепла зрителям раздали по маленькому коврику из полиуретановой пенки со слоганом “Процесса века” - “Summer is coming”, что означает “Лето придет”. Украшал черный коврик портрет комара - символа северного лета. Фото Оле-Гуннера Расмуссена.
Для того, чтобы построить зал суда под открытым небом, потребовалось 190 тонн чистого льда. Зал рассчитан на 150 зрителей. Режиссеры шоу постарались, чтобы каждый мог услышать и понять выступающего: для этого организовали синхронный перевод с норвежского языка на русский и английский.
Для тепла зрителям раздали по маленькому коврику из полиуретановой пенки со слоганом “Процесса века” — “Summer is coming”, что означает “Лето придет”. Украшал черный коврик портрет комара — символа северного лета. Фото Оле-Гуннера Расмуссена.

Это был самый странный и самый интересный судебный процесс в моей жизни. Странный, потому что он проходил под открытым небом. Интересный, потому что в нарушении закона обвиняли… государство.

Это не наше будущее

— Даже Россия на десять лет объявила мораторий на нефтедобычу в Баренцевом море, а наше правительство, наоборот, делает все, чтобы как можно быстрее начать качать нефть в юго-восточной части Баренцева моря.

 Эти слова на открытии судебного заседания произнесла Стине Эстнур, представитель общественной организации “Природа и молодежь”. 23-летняя Стине напрямую связала потепление в северных широтах с расширением границ участков добычи нефти и газа.

— Правительство говорит, что таким образом думает о благополучии будущих поколений и создает новые рабочие места для нас. Но никого из нас не спросили, а нужны ли нам такие рабочие места?

В основе этого ненастоящего суда лежали реальные события. 18 октября 2016 года норвежское отделение “GGG” и общество “Природа и молодежь” объявили об иске против норвежского правительства по вопросу о неконституционном открытии нефтяной разведки в Баренцевом море. Защитники природы обвиняли норвежское государство в нарушении конституции. Добыча нефти в Баренцевом море угрожает благополучию будущих поколений.

Киркенесский “Процесс века” проходил три вечера подряд. Сначала слово предоставили стороне обвинения, потом защите. На третий день после заключительных речей состоялось голосование — каждый, кто пришел на последнее заседание, говорил “да” или “нет” нефтедобыче в Баренцевом море.

Скорее всего, для того, чтобы участники и зрители прочувствовали всю уникальность  заполярного, арктического мира, суд проходил на улице. Без теплой одежды и обуви там нечего было делать. Особо зябнущим за пределами зала волонтеры наливали пряный горячий чай. Руки можно было погреть у костра, дымом которого впоследствии пропитались куртки и шубы большинства участников.

Ледяная красота

А сам зал заседаний, построенный в виде амфитеатра, в первый момент чем-то напомнил мне уменьшенную копию древнегреческого театра. Но в Киркенесе ступени, они же зрительские места, были сложены из огромных блоков прозрачного льда. В центре арены стояла трибуна причудливой конструкции, тоже вся прозрачно-ледяная. Трибуна, стены, ступени подсвечивались сине-красными огнями арктического оттенка, и музыка, сопровождающая процесс, тоже была непростая — какая-то шаманская. Кстати, настоящий саамский шаман три вечера подряд открывал все заседания — ходил с большим бубном вокруг трибуны.

Зал суда спроектировал и построил один из известных ледовых скульпторов Норвегии Педер Истад. На строительство ушло 190 тонн льда, который добыли на местном озере. Зал если не самое крупное сооружение изо льда в Скандинавии, то уж в Норвегии ему точно нет равных.

Да, это было театрализованное представление, но сам процесс выглядел очень настоящим. От имени обвинения и защиты выступали профессиональные юристы, а свидетелями и с той, и с другой стороны были очень компетентные граждане. Ведь обсуждали важные вопросы: как будут жить люди в Арктике сейчас и через десятки лет в условиях меняющегося климата.

Картонные свидетели

Выступает Люба Кузовникова, художественный руководитель фестиваля “Баренц-спектакль-2017”, в рамках которого и состоялся “Процесс века”. Баренц-спектакль проходит в норвежском Киркенесе практически ежегодно. В этом году все события спектакля объединило название “Индустриальный бумеранг”. Индустриализация может из блага для человечества превратиться в большое зло. Как этого избежать, обсуждали участники и гости фестиваля. Фото Ольги Щербаковой.
Выступает Люба Кузовникова, художественный руководитель фестиваля “Баренц-спектакль-2017”, в рамках которого и состоялся “Процесс века”. Баренц-спектакль проходит в норвежском Киркенесе практически ежегодно. В этом году все события спектакля объединило название “Индустриальный бумеранг”. Индустриализация может из блага для человечества превратиться в большое зло. Как этого избежать, обсуждали участники и гости фестиваля.
Фото Ольги Щербаковой.

В роли присяжных заседателей выступали зрители. Прокурор и свидетели со стороны обвинения, как, например, вышеупомянутая Стине Эстнур, говорили, что практика добычи нефти противоречит конституции. Адвокат и представители защиты, в том числе Руне Рафаэльсон, мэр Киркенеса, отвечали: нет, не противоречит — и приводили свои доводы. Доказывали, что нефтедобывающая промышленность дает рабочие места и производит ценности, необходимые для успешного развития общества. Конечно, было бы неплохо послушать и представителей большого бизнеса — компании “Статойл”, главного газо- и нефтедобытчика. Премьер-министров, бывшего и настоящего, участники процесса тоже хотели бы увидеть в суде. Но никто из высокопоставленных официальных лиц не явился в Киркенес, ссылаясь на занятость или сомневаясь в том, есть ли смысл участвовать в суде понарошку. И тогда организаторы все равно внесли фамилии этих свидетелей в протокол суда и установили в зале картонные фигуры неявившихся. В натуральную величину.

На третий, заключительный день процесса фигуры “вип-персон” выставили за пределы зала заседания. И с ними все, кто хотел, фотографировался. Я тоже. Но почему-то выбрала не очень симпатичного мне бывшего премьер-министра Столтенберга, он теперь НАТО возглавляет. “Видишь ли, Йенс, а ты проиграл”, — сказала я ему в картонное лицо. Я уже знала, какой вердикт вынесли присяжные: из 123 человек 74 признали, что нефтедобыча на юго-востоке Баренцева моря противоречит конституции Норвегии, 49 иск отклонили.

А может, и в России?

В Киркенесе победа досталась обвинению. Но в жизни процесс может оказаться намного жестче, говорят эксперты, и шансов на победу в реальном суде у заявителей немного.

“Мне было ясно, что эти необычайно сложные вопросы могут  приобрести особую энергетику, если поднять их здесь, на севере, подальше от городского суда Осло, в центре региона, который наиболее сильно испытывает на себе влияние изменения климата”, — сказал в интервью норвежскому каналу NRK  художник Мортен Тровик, режиссер-постановщик представления. Несмотря на серьезный характер дела, для него это был некий сюрреалистический опыт, какой-то “Нюрнбергский процесс в Нарнии”.

Тровик не исключает, что проект может иметь продолжение и что местом для него может стать соседняя Россия.

“В следующий раз мы могли бы проделать то же самое в приграничном Никеле”, — говорит он.

Идея сумасшедшая, но интересная. Не правда ли?

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Народ против нефти”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *