“Мама, мамочка, мама!” — звенит со всех сторон в Молодежном социальном центре. Ни на одном утреннике я не слышала так часто этого слова. Вот плотненький большеглазый Коля получает от Снегурочки конфету и бежит, улыбаясь и крича: “Мама-мамочка, конфета!” Тут дело не в конфете вовсе, это же он стихи читал, заработал, ну как маме не показать?
За три репетиции
Праздник 15 января в МСЦ организовала служба сопровождения приемных семей Апатитского центра помощи детям имени Виктора Булычева. Раньше, по словам руководителя службы Татьяны Рябишниковой, провести новогоднее представление не получилось: у детей то утренники, то в школе праздники. К тому же и артисты — тоже школьники. Поэтому все вместе — дети, родители и педагоги — собрались, когда уже и старый Новый год настал. Но разве праздники могут быть лишними?
Представление шло: пели и плясали старушки-веселушки, пыталась напакостить Баба-яга, приходили в гости сказочные Лисичка и Петушок, конечно, через все неприятности пришел на деревянных лыжах Дед Мороз. Были танцы, игры, стихи и подарки. И все время вместе с детьми включались в игры и сюжетные повороты взрослые: подсказывали, отгадывали загадки, подбадривали застенчивых. Людей-то много, попробуй выйти со стихом или песней перед публикой! Особенное настроение на этом празднике сложилось с первых минут, ведь в зале были и родители артистов — ребят-подростков, которые, как и малыши, растут в приемных семьях.
Служба сопровождения приемных и замещающих семей при ЦПД имени Булычева — дружный коллектив отличных специалистов и хороших людей. Но, как говорит педагог-психолог службы Ольга Кашликова, для них коллектив — это и приемные семьи тоже. Со многими родителями знакомы годами. На глазах специалистов взрослеют и меняются дети, которые именно с приемными родителями обрели заботливую и добрую семью. Вот те, кто уже подрос, и стали артистами на празднике, буквально за три репетиции разучили роли и слова, танцы и игры. И справились!
Про Солнышко и Принцессу
— Сценарий мы придумали сами, — рассказывает Ольга Кашликова, — поставить сказку предложили нашим старшим. Они сразу согласились. Конечно, родители поддержали, с костюмами помогли, спасибо им большое за труд. Сейчас у нас на сопровождении 28 приемных семей, родители — активные, позитивно настроенные, общительные.
Малышам очень понравился Мороз в исполнении 15-летнего Вадима — артистичный, с шикарным тембром.
— А мне еще Лисичка понравилась, и Петушок, и Баба-яга, — делится со мной пятилетняя Аня, девочка-солнышко с золотисто-рыжими волосами.
— И Дед Мороз, и все-все, — добавляет ее трехлетняя сестричка Настя.
Хорошенькие, как куколки, сестры в приемной семье живут меньше года. На вопрос, как Галина с мужем пришли к решению стать приемными родителями, женщина ответила не сразу: изменилось выражение лица, потекли из глаз слезы.
— У нас погиб сын. И через некоторое время мы с мужем решили, что нужно взять ребенка из Дома малютки или детдома. Закончили курсы для приемных родителей в службе сопровождения. Но нас сразу предупредили: бывает, что люди годами ребенка ждут. Мы уехали в отпуск, на пляже сидели, и вдруг нам позвонили, рассказали про девчонок. Разлучать сестер нельзя, а двоих взять никто не решался. Мы полетели домой, познакомились и как-то быстро нашли общий язык. С двумя даже легче — они играют вместе, друг у друга учатся, хотя по характеру и по интересам очень разные. Настя, она просто принцесса-принцесса, требует к себе постоянного внимания, любит книжки, обожает, когда ей читают. Аня — более подвижная, бойкая, любит музыку и танцы.
Девочки, почти всю жизнь прожившие в окружении других детей и взрослых, которые приходят и уходят, за неполный год переменились. Еще в августе они практически не разговаривали, а медики ставили обеим задержку умственного развития. Теперь бойко болтают, перебивая друг друга, и рассказывают, что собираются с мамой и папой ехать на море, которого они пока еще не видели.
Непредсказуемо
Люди принимают чужих детей в семьи, сердца и души по разным причинам. Иногда, как у Галины, приемные заполняют страшную пустоту после утраты собственного ребенка и становятся поводом жить дальше. Иногда, наоборот, все у людей настолько хорошо, что они хотят поделиться счастьем с малышом, в жизни которого были только беды. Часто семья не может обзавестись собственным ребенком.
А бывают и более непредсказуемые истории. После представления, пока дети (а их на праздник пришло более 30) и взрослые пили чай со сладостями, я познакомилась с Лерой. Стройная, энергичная женщина, мать двоих детей-подростков (нипочем не догадаешься, глядя на нее, так молодо она выглядит), замужем второй раз. Детей во втором браке не случилось, несмотря на медицинские обследования, лечение и современные технологии.
— Как-то сама по себе и родилась идея взять приемного ребенка. Неожиданно нам предложили стать приемной семьей сразу для троих братьев. Они практически погодки, старший — первоклассник, двое ходят в садик. Неделю мы думали, потом пошли знакомиться. Старший сразу потянулся в семью, а младший с первой встречи полюбил мужа, прямо не отходит от него.
Братья до этого момента полгода провели в приюте. С родной мамой им жилось непросто: то еды на всех не хватало, то мать мальчишек куда-то исчезала и оставляла их одних на два-три дня. В “папах” дети просто запутались.
— Освоились они у нас быстро, мой сын сразу сошелся интересами и даже характером со старшим, средний — с дочкой, ну а у младшего по-прежнему главный человек — наш папа, — рассказывает Лера. — Конечно, не обошлось без проблем. Например, мы столкнулись с тем, что дети боятся — кончится еда. Этот страх приводил к тому, что они переедали до рвоты, “запасали” под подушкой то печенье, то конфеты, то хлеб. Мы пошли к психологу службы сопровождения, довольно быстро с проблемой разобрались.
В приемной семье мальчики впервые увидели новогоднюю елку, научились плавать в бассейне, кататься на велосипеде и на лыжах. А летом побывали на море. Правда, Лере пришлось за пару месяцев до поездки возить ребят на вокзал, показывать им поезда, объяснять, как они поедут на море. А когда семья туда добралась, братья долго не решались окунуться в воду — боялись. Зато потом их оттуда было не дозваться.
— Лера, как вы управляетесь с пятью детьми? Еще работа, активный досуг…
— Мы с мужем работаем в одной организации, и руководство пошло нам навстречу, в графике смен мы всегда по очереди. А потом… ребята помогают. Только скажи, что генеральную уборку будем делать, мальчишки сразу “Ура!” кричат. Знаете, что удивительно? Мы пока их всему учили — плавать, кататься… У меня такое чувство возникло, что я их сама родила.
Пока мы уже на улице все никак не могли договорить, муж Леры вместе с мальчишками ушли вперед. Высокий и крепкий мужчина в окружении трех детских фигурок. Эта сцена, она как будто продолжение той сказки, которую придумали взрослые, а показали зрителям — дети.