Война, о которой молчат

Егор  Кончаловский  после показа в “Полярном”  с удовольствием отвечал на вопросы жителей Апатитов и Кировска. Фото Юлии Короткой.
Егор Кончаловский после показа в “Полярном” с удовольствием отвечал на вопросы жителей Апатитов и Кировска. Фото Юлии Короткой.

Он смотрит на нас сквозь экран. Прямо в сердце. Глаза человека, как книга, рассказывают историю. Почему он попал туда? Он двадцать пять лет молчал о войне, скрытой от народа.
О войне в Афганистане.

Фильм про дружбу

26 ноября в кинотеатре “Полярный” состоялся показ фильма “Возвращение в А” Егора Кончаловского. Известный режиссер приехал в Мурманскую область на фестиваль “Северный характер”, чтобы представить свою ленту “с весьма южным характером”.

— Название “Возвращение в А” расшифровывается как “Возвращение в Афганистан”, — говорит Егор Андреевич. — Мне 50 лет. Война в Афганистане — это война моего поколения.

В первую очередь это фильм о дружбе двух офицеров: казаха и русского. Сюжет таков: основное действие происходит в наши дни, во время присутствия американских военных в стране. Молодые журналисты и кинематографисты из Алма-Аты отправились в Афганистан для съемок документального фильма “По дорогам Александра Македонского”. Их сопровождал человек по имени Марат Аюмов, который двадцать пять лет назад воевал в Афганистане. Тогда он служил в мусульманском батальоне ГРУ СССР под командованием легендарного “Кара Майора”, но об этом не знали даже самые близкие люди. Вторая линия сюжета — воспоминания Марата о событиях двадцатипятилетней давности.
В фильме снимались казахские, русские, таджикские и осетинские актеры.

— Когда на “Казахфильм” пришел заказ от президента Нурсултана Назарбаева, они долго думали, кому поручить снимать такой фильм, — рассказывает Егор Кончаловский. — В итоге выбрали меня, потому что моя мама — казашка, а папа — русский. Поэтому все вполне логично.

Название картина получила от рассекреченного советского документа — постановления ЦК КПСС №176/125 с названием “К положению в “А” о вводе войск в Афганистан. Его приняли в ходе закрытого заседания Политбюро под председательством Леонида Брежнева 12 декабря 1979 года. Как и все особо важные документы, он был написан от руки — будущим генеральным секретарем Константином Черненко.
Картину сняли в 2011 году за 72 дня, а в 2012-м ее номинировали на самую престижную кинонаграду мира — премию “Оскар”, в номинации “Лучший неанглоязычный фильм”. В российском прокате фильма не было.

А в Канны не позвали…

Картина заинтересовала апатитских зрителей, после просмотра Егору Кончаловскому задали много вопросов. Например, почему все-таки фильм не был показан широкой публике в России.

— Во-первых, это авторский фильм, — ответил режиссер. — А в российском широком прокате, к сожалению, показывают только коммерческое кино. Отчасти картину не показывали потому, что казахи вообще не умеют прокатывать кино. Вы не поверите, но необязательно иметь тысячу копий и два миллиона долларов, чтобы продвинуть картину. Фильмы можно прокатывать и ограниченным тиражом, например, с помощью кинофестивалей. Эту киноленту приглашали на Берлинский кинофестиваль, а продюсер сказал: “Нет, Берлин — это не то, нам нужны Канны”. А Канны не пригласили.
Но больших претензий у меня к продюсерам нет, потому что кино снималось абсолютно свободно. Ни продюсеры, ни руководство киностудии, ни президент страны не вмешивались в процесс съемок. Это довольно редкая привилегия сейчас.

— Что для вас было самым главным в фильме?

— В какой-то момент для меня было важно во время съемок съесть что-то, кроме баранины. Мы оказались в таком месте, где люди питаются только пловом и бараниной, и за это время мы съели отару овец. К концу съемок вся группа пахла бараниной. А если говорить серьезно, то я очень хотел и продолжаю хотеть снять большое батальное кино. Про Чингисхана или Батыя, Мамая или Тамерлана… Я очень хотел и надеялся, если честно, что эта картина послужит для меня мостиком к большому историческому кино.
Это — во-первых, а во-вторых, мне действительно хотелось снять правдивое кино о войне. Но очень трудно снимать такой фильм, когда ты там не был. Ведь советское военное кино славилось тем, что было достоверным, и снимали его фронтовики. Чухрай, Ростоцкий — они все прошли войну. А вот афганская война прошла мимо меня. Скажу честно, я туда и не рвался.

У меня было несколько показов фильма ветеранам Афганистана и в Казахстане, и в России. И меня обрадовало, что ко мне пару раз подходили офицеры и говорили: “Я помню это ущелье, мы там проходили!” Хотя это все не Афганистан, картину мы снимали на юге Казахстана. Самое главное для меня, что люди, прошедшие эту войну, поверили в фильм и приняли его.                                                                 
Одна женщина после сеанса в “Полярном”, не скрывая слез, поблагодарила режиссера за фильм. Она из поколения “афганцев”. Несколько ее одноклассников и друзей навсегда остались на той войне.

— Именно для таких зрителей я и снимаю кино, — сказал Егор Кончаловский.

И добавил, что после съемок “Возвращения в А” он снял еще один фильм по заказу — кино к двадцатилетию независимости Казахстана “Сердце мое — Астана”. Получилась лирическая комедия, состоящая из десяти новелл.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *