Весенним синим вечером хочется романтики. Чтобы навзрыд да о вечном. А что может быть более вечным, чем любовь? И более навзрыд, чем поэзия начала прошлого века? С “черной розой в бокале”, “духами и туманами”… Прошлый субботний вечер таким и оказался: читку без формата для слушателей устроили артисты театра-студии “Диалог”.
В милый маленький ресторанчик приходят посетители: дамы в вуалетках, молоденькие эмансипе, юноши “со взором горящим” и с незабудками в петлице. Кто-то произносит: “У меня новый поэтический альманах! Там все наши современные поэты — Цветаева, Ахматова, Мандельштам, и Гумилев, кажется, есть!” И внезапно каждый начинает декламировать стихи. По очереди, но все же не вразнобой — идет будто бы дискуссия о том, что есть любовь, “награда или расплата”, и что происходит, когда любовь кончается.
Обрамляет стихотворную беседу музыка — Рахманинов и Гершвин, Изабелла Юрьева, Ян Сибелиус, а еще — звуки природы, армянский дудук, “Апокалиптика” и даже мелодии, которые звучат на фестивале Казантип.
Мне как зрителю было приятно узнавать стихи и их авторов, ведь многие произведения мы помним с юности, многие стилистикой и ритмом выдают автора моментально. И оказалось, что опознала я Цветаеву и Ахматову, Мандельштама и Пастернака, Блока, Есенина, Маяковского и Сашу Черного. Оказалось, были прочитаны стихи еще Константина Фофанова, Мирры Лохвицкой, Федора Сологуба, Иннокентия Анненского, Зинаиды Гиппиус, Игоря Северянина, Николая Гумилева и Веры Рудич.
Если же говорить о декламаторах, то, конечно, читать стихи на публику совсем не просто. Эмоции, управление дыханием, глубокий и приятный тембр и, конечно, полное отсутствие какого-либо говорка — тут все важно! И, на мой взгляд, интереснее всего было слушать Аллу Валуеву, Екатерину Брык и Владимира Щура.
Оказалось, что Алла Константиновна Валуева давно работает во Дворце культуры и до того, как прийти в “Диалог”, играла в молодежном театре “Антарес” у режиссера Ларисы Петровой. У нее действительно богатый сценический опыт.
Екатерина Брык занимается в студии около года, очень серьезно подходит к работе над ролью, человек глубокий и, несомненно, очень одаренный. А еще она староста коллектива.
Владимир Щур пришел в “Диалог” примерно полгода назад, но очень хорошо включился в работу и уже успел сыграть главную роль — Саши Золотникова — в спектакле “Беда от нежного сердца”.
Так о своих артистах рассказала режиссер-постановщик театра-студии “Диалог” Елена Решеткина.
— Всего участвовали 15 актеров “Диалога”, — говорит Елена. — Некоторые занимаются со дня основания театра, есть и те, кто с нами несколько месяцев. А премьера читки прошла, еще в марте, это второй показ и мы видим, что зрители приходят, пустых мест почти нет. Значит, такая подача нравится!
— А что значит “читка без формата” и почему такое название — “Разговоры с подушками”?
— “Разговоры с подушками” — это одна из форм выступлений нашего театра, и нынешние уже третьи. У каждой — своя тема. Первые “Разговоры” мы посвятили современной поэзии. Вторые — жизни человека, от рождения до заката. А третьи вообще превратились в полноценный спектакль. Каждое стихотворение актеры подбирали сами, каждый хотел поделиться чем-то своим, личным, сокровенным. А мне кажется, что самые волнующие переживания человек доверяет именно подушке. Вот и мы решили поговорить с подушками, узнать, какие тайны они хранят.
В будущем под этим названием мы планируем проводить читки пьес и прозы. На мой взгляд, такая подача обогащает арсенал выразительных средств актеров, дает им возможность активно включаться в творческий процесс и не позволяет скучать. Поэтому и читка без формата. Следующая тема “Разговоров с подушками” — Победа в Великой Отечественной войне.
— Если актеры сами подбирали стихи, значит, все они были знакомы с поэзией Серебряного века? Или кто-то открыл для себя нечто новое?
— Я уверена, что открытия сделал каждый! В том числе и я узнала имена новых для себя поэтов. Молодежи было, наверное, чуть сложнее, но на репетициях мы обсуждали ту эпоху, и более опытные и взрослые из актеров всегда рассказывали что-то познавательное. Кроме того, такая работа подразумевает изучение и периода написания, и личности поэта, ведь без этого невозможно передать суть и душу стихотворения.
Кстати, превратить читку стихов в полноценный спектакль Елене помогали друзья и товарищи. Педагог-организатор ЦДТ “Хибины” Екатерина Пушкина выступила в качестве сценариста, художник по свету — незаменимый Вадим Мандров, а за бесперебойную работу музыкальной аппаратуры отвечали Алексей Егоров и Вячеслав Краснощек. Театр-студия “Диалог”, а вместе с ним и все зрители благодарны Наталье Ермоленко, заведующей отделом декоративно-прикладного творчества, которая была в тот вечер нашей гостеприимной хозяйкой.