До 150 в год — столько самовольных уходов из дома фиксируют в Апатитах. Каждый раз, когда мы публикуем объявление о розыске, с тревогой замираем: что случилось, куда ушел, найдут ли? Находят, и быстро. Полиция моментально начинает розыск, горожане читают листовки и присматриваются: не он ли? И почти мгновенно в Интернете появляются объявления о пропавших, они разлетаются по страничкам пользователей и притягивают всеобщее внимание.
Не только ругать
По какой причине дети решаются на побег? Может быть, это своего рода болезнь? Или все дело в родителях? Как удержать ребенка дома и где его искать, если он пропал? Об этом мы расспросили специалистов, тех, кто много лет занимается проблемами беглецов и их поисками. Возможно, советы профессионалов помогут родителям лучше понять своих детей, заставят вспомнить свое детство, и, в конце концов, в семьи придут мир и взаимопонимание.
Ольга Геннадьевна Злобина, председатель комитета по делам несовершеннолетних и защите их прав Апатитской администрации, признается:
— Я с ужасом думаю о лете. Начались каникулы, дети не заняты, рядом — леса и озера, “недострои”, люки и колодцы. Зимой и дождливой осенью сбегают реже.
У нас очень серьезная проблема с “бегунками”, мы занимаем второе место после Мурманска. Бывает до 150 случаев в год, в этом году за пять месяцев уже было зарегистрировано 37 уходов, но это вершина айсберга. Из этих 37 лишь трое ушли впервые, остальные — “близкие и родные” нам дети. Уходят как из семей, так и из детского дома и социального приюта. Но причины побегов у всех, конечно, разные.
Мы ежемесячно анализируем ситуацию, рассматриваем каждый уход на комиссии в присутствии детей, родителей и представителей школы. И, надо сказать, не только ругаем семью, а сразу же предлагаем помощь.
Ольга Геннадьевна говорит, что, когда в Апатитах с 2008 по 2013 годы работала Служба сопровождения семьи и ребенка, число уходов было значительно ниже. Но службу закрыли — оптимизация. Хорошо хоть социальных педагогов в школах отстояли. Пока…
— Если говорить о домашних детях, то тут первая причина — развод родителей, — продолжает Ольга Геннадьевна. — Вот типичная ситуация: у мамы новый муж, рождается второй ребенок. Старший остается как бы на обочине нового счастья, он что-то бесконечно должен: убрать, присмотреть, сделать. На него у мамы не остается времени, и ребенок пытается привлечь ее внимание, вернуть ее любовь, заставить волноваться. И уходит.
Вообще, я считаю, что семьям должны помогать психологи. Но бесплатных, опять же, оптимизировали. А к платному наши “проблемные” семьи не пойдут — у них нет ни денег, ни желания. Вот в социальном приюте у нас замечательный психолог, спасибо ей огромное! Ведь она не обязана работать с “городскими” семьями, только с теми, чьи дети в приюте. Но не отказывает в помощи никому. А работать зачастую нужно даже не с теми семьями, из которых бегут, а с теми, из которых пока нет уходов. Прежде, чем вести сложного подростка к психологу, сходите сами, чаще всего причина именно в семейной атмосфере. Вам, взрослым, надо быть сильными и умными, только такой человек может помочь ребенку пережить взросление.
К сожалению, родители сегодня стали другими, более замкнутыми, загруженными делами и заботами. Они без конца работают, чтобы купить ребенку “все”: смартфоны, компьютеры… И тратят время, которое надо посвятить общению с детьми, на обеспечение их вещами. Дети в этом “вещественном” холодном мире сами становятся более жесткими, жестокими. Замкнутый круг… Вы знаете, вот ко мне “мои” сложные дети приходят иногда просто за добрым словом, за поддержкой, чаю выпить и поболтать по душам. Все люди нуждаются в любви и доброте, а подростки — в сто раз больше. Я еще в советские времена читала статью, где ученые вывели норму: минимум 20 минут ежедневной беседы с ребенком. Страшно представить, насколько сегодня уменьшилась эта цифра.
И еще. Помните: на улице ваши дети очень быстро встречают опасных людей, которые ждут домашнего птенца с распростертыми объятиями. Они обеспечивают ему иллюзию той самой поддержки, которой он не ощущает дома. Когда ребенок один на улице — он в группе риска, беззащитен и с ним может случиться все, что угодно.
Единственная возможность протеста
— Безусловно, причины уходов — всегда в семье. Трудно выделить какую-либо одну, — говорит Ирина Михайловна Воробьева, заведующая отделением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. — Уход из дома может быть способом привлечь внимание родителей, которые настолько заняты собой, устройством личной жизни, работой, что их ребенок живет как-то сам по себе. Или, наоборот, уход как реакция на гиперопеку. Бывают чересчур строгие и категоричные родители, которые общаются с ребенком с помощью слова “должен”. А ведь важны доверительные отношения, искренняя привязанность.
В некоторых случаях, уходя из дома, ребенок пытается избежать ответственности за свои поступки. Иногда уход из дома становится для подростков единственной возможностью выразить свой протест. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует.
Кроме того, есть разница — уходят дети “из” дома или “куда-то”. Ребенком может двигать любопытство, стремление к самоопределению, которое может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
Среди несовершеннолетних есть любители путешествовать автостопом. В таких ситуациях возмущает поведение взрослых, подбирающих подростков на обочинах дорог. Так вы способствуете их безнадзорности.
— Как Вы думаете, дети убегают только из неблагополучных семей?
— В семье с теплыми взаимоотношениями, с атмосферой эмоционального комфорта у ребенка не возникнет желания уйти, — продолжает Ирина Воробьева. — Уход из дома — это не самый лучший способ реагирования на конфликтные и иные ситуации. Но если подросток реагирует именно так, значит, он не научился применять другие стратегии реагирования. В таких ситуациях возникает опасность формирования “привычки”, когда подросток реагирует уходом даже тогда, когда и причины для этого нет. В таком случае можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные, а уход — способ избавиться от контроля взрослых.
Необходимо понимать, что “бегунки” очень быстро находят компанию себе подобных, проблемных и одиноких детей. И тут все становится еще сложнее. По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, добавляются правонарушения и другие негативные последствия.
Интересуйтесь делами ребенка
Чтобы предотвратить побеги детей из дома, психолог Татьяна Дьяченко советует:
- развивайте в детях способность поворачиваться к проблеме лицом, видеть, понимать и находить наиболее адекватные методы решения, а не избегать ее;
- создайте в доме атмосферу принятия и безусловной любви. Это значит, что вы любите ребенка не тогда, когда он чего-то достиг, получил хорошую оценку или подчинился вам, а любым;
- интересуйтесь ребенком, его делами, проблемами. Каждый день разговаривайте с ним, как бы вы ни устали или ни были заняты. Не осуждайте, не советуйте и не морализируйте, просто слушайте и поддерживайте. Это усиливает эмоциональную привязанность и позволяет ему понять свои чувства и мысли;
- говорите с ним, когда чувствуете, что он может убежать. Выразите свои чувства по поводу побега, но подчеркните, что он всегда будет принят в доме;
- если ребенок угрожает побегом, то скажите, что домашние правила не изменятся в любом случае. Скажите: “Ты собираешься убежать. Я не могу тебя остановить. Это твой выбор. Но побег не решит твоей проблемы. Тебе придется взять ответственность за свое поведение. И когда ты вернешься, все равно будешь вынужден встать перед этой проблемой. Лучше научиться найти решение, чем убегать”.