О кружеве и о себе

Ольга Коновалова и ее триптих - призеры конкурса в Вологде.
Ольга Коновалова и ее триптих — призеры конкурса в Вологде.

В юности она любила чертить и строить, а к кружевам была совершенно равнодушна. Интерес проснулся позже, а теперь ее жизнь — это рукоделие и творчество.

Инженер с творческим стержнем

Ольга Васильевна уверена: только творческий человек имеет внутренний стержень, который удерживает его в рамках добра, чтобы дарить всем людям радость. И уже много лет дарит сама — достаточно взглянуть на ее работы и работы участников ее коллектива “Неонила”. Он образовался в 1998 году, а до этого Ольга Коновалова долгое время работала по специальности.

— Свою профессию я выбирала вполне осознанно, — рассказала Ольга. — Ведь тогда было время стройотрядов и подъема строительства. И я мечтала работать в проектном бюро, строить города.
Пока получала профессию инженера, рисовала для “малотиражки” института, а позже решила учиться еще и заочно — в Московском университете на отделении станковой живописи и графики. В то время одно из немногих учебных заведений, где обучали платно. После института работала мастером на стройке в Череповце и была на хорошем счету, но дорасти до прораба чуть-чуть не успела — замуж вышла. И уехала в Кировск.

На Севере Коновалова осталась верна профессии — работала на заводе ЖБИ, затем в “Промстройбанке”. А свободное время тратила на занятия для души: однажды журнал “Работница” стал публиковать в приложении уроки кружевоплетения, и по ним в начале 80-х Ольга сплела свое первое кружево. Коклюшки пришлось тогда делать самой, из можжевеловых палочек. Правда, когда родилась дочь, за ней — вторая, а потом и сын, свободного времени не осталось и о творчестве пришлось забыть. До тех пор, когда предприятия стали “рассыпаться” и Ольга осталась без работы.

23-5-3

 Что еще умеешь?

Она активно искала работу и одновременно стала осваивать новые виды рукоделия. У знакомой переписала конспекты по фриволите, заказала в Санкт-Петербурге челночки и с увлечением уселась за плетение. А позже принесла несколько своих работ в центр художественных ремесел “Северная жемчужина”. А там спросили: что еще умеешь?

— Тогда центром руководил Виктор Григорьевич Шевченко, — вспоминает Ольга Васильевна, — и он как-то сразу заинтересовался моими изделиями и даже предложил работу. Вот когда пригодилась моя заочная учеба — через столько лет документы о художественном образовании пришлись кстати. В 1997 году я начала работать в центре методистом и целый год занималась подготовкой открытия студии русского кружева. Нашла в Апатитах профессиональную кружевницу, познакомилась с ней, и Светлана Николаевна Малышева поделилась со мной сколками (сколок — технический рисунок кружева). Да еще моя любовь к черчению и конструированию пригодилась — вскоре я и сама стала создавать сколки.

Когда в ее студии появились первые ученицы, в жизни Ольги Коноваловой начался второй этап — творческий. Коллектив назвали “Неонилой”, и через четыре года он получил звание народного. А название, кстати, родилось от имени на коклюшке — кто-то принес коклюшку, на которой были вырезаны слова “На память Неониле от Вовы”. И теперь на входе в студию всех встречает эта парочка — куклы Володя и Неонила, с той самой коклюшкой в руке.

Реконструкция старинного головного убора с золотым  шитьем. Фото Светланы Наглис.
Реконструкция старинного головного убора с золотым шитьем. Фото Светланы Наглис.

Два года на костюм

Коллектив быстро вошел в творческую жизнь города и области, а затем стал ездить и на различные фестивали и конкурсы. К тому времени “обросли” прялками и ткацкими станками из разных областей — старинные вещи частично реставрировали и используют в работе. Здесь даже швейная машинка с историей: ее в войну закапывали в землю, прятали от немцев.

Сейчас в “Неониле” ткут, плетут кружево, занимаются лоскутным шитьем, кружевом и даже керамикой. И, конечно, народным костюмом. Ведь, чтобы ездить на фестивали, это просто необходимо. А чтобы создать костюм или сделать реконструкцию, требуется много времени и сил. Коновалова даже в командировку ездила, на курсы, училась золотому шитью. Один такой костюм (он представлен на персональной выставке) Ольга делала два года. Самым простым было — создать выкройку, а вот подбор краски для ручной набойки рисунка и сама роспись сарафана оказались очень трудоемкими.
На фестивале участницы коллектива ездят в костюмах попроще, но зато в кружевных сороках, созданных Коноваловой. Для этого головного убора взяли старинный крой, а выполнили в кружеве.

Летом 2014 года Ольга Коновалова получила очень высокую оценку специалистов — на международном фестивале кружевных работ “Vita Lace” (“Живое кружево”), что проходил в Вологде, ей присудили второе место за кружевной триптих “Афины”, “Антверпен”, “Сочи”. Работа Ольги Васильевны оказалась в тройке лучших среди 450 работ кружевниц из разных регионов России, что участвовали в конкурсной выставке “Кружево Олимпа”.

Ее тканую дорожку с кружевом тоже можно увидеть на персональной выставке в библиотеке-музее, а затем она станет частью музея в Вологде.

 

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *