Еще совсем недавно автомобилисты дружно ругали страховые компании за навязывание дополнительных услуг при оформлении полисов ОСАГО. Теперь же некоторые встали на защиту страховщиков. Почему?
Тишина и спокойствие
В понедельник днем в апатитском офисе филиала “Росгосстраха” не было ни одного клиента, желающего получить полис обязательной “автогражданки”. Впрочем, не было их и накануне выходных, да и вообще пока не будет. 27 мая оформлять ОСАГО здесь прекратили.
26 мая Банк России издал приказ, который ограничил продажу полисов обязательного автострахования во всех подразделениях ООО “Росгосстрах”. Также в филиалах этой страховой компании не имеют права вносить изменения, которые требуют доплаты, в действующие полисы. К примеру, вписать в полис водителя со стажем менее трех лет. Причина ограничения, наложенного Центробанком на крупнейшую страховую компанию, — жалобы клиентов. Жаловались люди на навязывание дополнительных услуг, непредоставление законной скидки за безубыточность, необоснованные отказы в заключении договора ОСАГО. Для устранения нарушений со стороны ООО “Росгосстрах” ЦБ установил срок в шесть месяцев.
Сразу после этого сообщения те, кто настраивал себя на борьбу за полис без “допов”, были согласны на все, лишь бы вообще получить документ. Ведь начался сезон отпусков, в которые многие горожане планировали ехать на автомобиле.
В апатитском филиале компании ситуацию не комментируют, говорят, сами ждут решения руководства. Объясняют только, что работают в штатном режиме по всем другим видам страховых и нестраховых продуктов и приносят извинения клиентам. Апатитские агенты надеются лишь, что ждать возобновления работы с полисами ОСАГО шесть месяцев не придется.
Решение Центробанка на официальном сайте страховой компании прокомментировали так: “29 мая 2015 года состоялась встреча руководства ООО “Росгосстрах” с руководством Центрального Банка Российской Федерации. ООО “Росгосстрах” представило конкретный план мероприятий, направленных на преодоление ситуации, вызвавшей ограничение лицензии ООО “Росгосстрах” на продажу новых полисов ОСАГО.
На встрече были достигнуты договоренности о проведении комплексных мероприятий по улучшению качества оказываемых клиентам услуг на рынке ОСАГО. Регулятор выразил уверенность, что компания сможет выполнить одобренный план действий в кратчайшие сроки”.
Никуда не едем?
Отзыв лицензии у “Росгоссстраха” бурно обсуждают на местных форумах. Но раньше участники Интернет-сообществ активно ругали “РГС” и давали советы, куда жаловаться на компанию. Теперь многие укоряют друг друга, мол, дожаловались, задушили последнюю в городе страховую! Ну и, конечно, думают, что делать дальше. Ведь есть масса людей, которые решили получить полис без дополнительных услуг и написали соответствующее заявление в “Росгосстрах”. Как говорят агенты компании, у таких клиентов два пути — ждать или обращаться в другую страховую.
Другая в городе одна — ВСК-страхование. И пока одни боролись за законность в “РГС”, другие шли туда. Правда, спокойно оформить полис там получалось далеко не у всех. С конца марта и по сей день в офисе компании “ВСК” на улице Дзержинского, 35, — ежедневное столпотворение.
— У нас ужас творится! В понедельник пришла на работу, увидела очередь и захотелось убежать, — говорит Лариса Малаховская, руководитель апатитского отделения САО “ВСК”. — Люди стояли со второго по четвертый этаж. На оформление полиса ОСАГО я записала 85 человек! Ближайшая свободная дата — 16 июня.
По словам Ларисы, никаких дополнительных услуг у них в компании не предлагают.
С 1 июля у автовладельцев может появиться и другая возможность стать обладателем полиса. А может, и нет. Как пишет “Российская газета”, после общего собрания членов Российского союза автостраховщиков его исполнительный директор Евгений Уфимцев сообщил, что с 15 июня страховщики начнут подключаться к автоматизированной системе ОСАГО и оформлять полисы, проданные вручную, в том числе в электронном виде. А с 1 июля автомобилисты смогут воспользоваться новшеством. Но тут же есть уточнение — такая услуга доступна только тем, кто продлевает действие полиса. Те, кто заключает договор впервые, смогут приобрести электронный полис только с 1 октября.
Но есть вероятность, что электронные продажи полисов вовсе не начнутся. Произойти это может, если правительство не утвердит поправки в своем постановлении об обмене информацией.
Дело в том, что проверить наличие электронного полиса сотрудники ГИБДД смогут, только имея доступ к электронной системе страховщиков. Поправки в постановлении как раз и предусматривают, что данные автоматизированной системы ОСАГО будут поступать в единую систему и таким образом станут доступны, в том числе и инспекторам ГИБДД. Если же их не утвердят, то электронные продажи полисов никто начать не сможет.