Я — самая старшая, родилась в Африканде в 1937 году. В 1940-м появился на свет мой брат Анатолий. Когда началась война, нас с мамой и бабушкой эвакуировали в Архангельскую область. Отец остался в поселке Восточная Губа, что между Африкандой и Кандалакшей, там наша семья жила до войны. Его призвали в армию 15 августа 1942 года.
Александр Семенович Пашенцев, 1914 года рождения, автоматчик 1063-го стрелкового полка 272-й стрелковой дивизии, прибыл на фронт 15 июля 1944 года из 112-го запасного полка. Этот полк просуществовал с октября 1941 года по декабрь 1944-го, он дислоцировался в городке Лупче-Савино под Кандалакшей, там был резерв ставки. Главной задачей полка было обеспечение действующей армии провизией, а мой отец был хорошим охотником и рыбаком.
С фронта отец писал маме письма, она их берегла всю жизнь, а теперь эти письма хранит моя младшая сестра Люба.
Мы не знали, что отец погиб, сначала лишь сообщили, что он пропал без вести. А потом маме пришло извещение…
“Ваш муж, Пашенцев Александр Семенович, уроженец Воронежской области, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 31 марта 1945 года. Похоронен в городе Гдыня — центр. Командир части — капитан Иванов”.
Извещение пришло в июне 1945 года, уже после Победы.
Мне всегда хотелось узнать, как отец добирался до фронта, с кем он воевал, кто были его боевые товарищи. И вот однажды мне удалось встретиться в Африканде с кавалером трех орденов Славы Виктором Петровичем Борисовым. Он стал рассказывать о своем пути на фронт, и у меня перехватило дыхание, слезы полились из глаз. Я поняла, что он ехал вместе с моим отцом. Их дороги разошлись на подступах к Польше. А воевал отец в армии Рокоссовского.
А чуть позже через газеты я нашла еще одного ветерана — Андрея Васильевича Чуверина из Кировска. Он-то и рассказал все подробности фронтовых действий в Польше. В марте 1945 года 19-я армия штурмовала город-порт Гдыню. Шли упорные и страшные бои. Там и погиб наш отец, и похоронен в братской могиле.
В феврале 1977 года моя сестра Любовь Александровна в составе группы советских туристов поехала в Польшу. Заезда в Гдыню не предполагалось, но гид группы, узнав ее историю, изменил маршрут. Сестра положила на могилу отца цветы, а на память о том месте привезла домой два кленовых листочка, которые до сих пор бережет.
К 40-летию Победы в Польше вышла книга “Память”. Там есть несколько строчек и об Александре Пашенцеве. А рядом — имя его брата Владимира, летчика. Владимир погиб в апреле 1945 года под Мурманском.
Имена Александра Семеновича Пашенцева и его брата Владимира Семеновича выбиты и на памятной стеле в Полярных Зорях.
70 лет прошло с того времени, когда прозвучали залпы салюта Победы. 1418 дней и ночей, долгие четыре года, героически сражаясь с врагами, шли наши солдаты к Победе. Низко кланяюсь им, спасибо за их подвиг!