“Дорогой прадедушка Миша! Передо мной стоит твой портрет. На нем ты молодой и красивый. Я знаю, ты воевал. Ты ушел на фронт в первый же день войны, потому что жил в Белоруссии, а она находилась очень близко к линии фронта. Ты просто поехал в город за покупками на велосипеде, когда объявили о начале войны. Ты даже не стал возвращаться домой, а сразу пошел в военкомат и только попросил вернуть велосипед в деревню.
Я тоже белорус и благодаря тебе сейчас я живу, учусь. Я точно знаю, что Победа далась вам нелегко, и поэтому уже 70-й раз мы празднуем 9 Мая. В честь этого я буду выступать в оркестре в центре города. Огромная благодарность тебе и всем, кто защитил нашу страну в той страшной войне”.
Это письмо в прошлое своему прадедушке Михаилу написал Юра Бешенков, ученик 6Б класса школы №3 города Апатиты. Юра — ученик Валентины Викторовны Дякив, преподавателя русского языка и литературы апатитской школы №3. Как рассказала “ДД” Валентина Викторовна, ее ученики с интересом занимаются исследовательской работой в поисковой группе. В течение двух лет в школе прошло несколько встреч с представителями городской организации “Дети Великой Отечественной войны”. Впечатления от них и стали основой школьных сочинений о детях войны.
“Любая война — это огромная душевная рана в человеческих сердцах, а особенно в крошечных сердечках детей. Дети — нежные и трогательные создания. Детям в годы войны было особенно тяжело. Ведь детство — это пора беззаботного веселья, мирного голубого неба. И каково детям осознавать, что в любую минуту, если не укроешься, можешь погибнуть?”.
Об этом написала Настя Захарова, одноклассница Юры Бешенкова, в своем сочинении о детях войны. Учительница и ученики решили узнать у детей войны, каким они запомнили День Победы.
“К тому времени, когда настал День Победы, мне было шесть лет. Но Победа ко мне пришла не 9 мая 1945 года, а летом 1944 года, когда Советская Армия освободила Белоруссию, потому что маленькая партизанка Любочка, как меня называли в отряде, росла среди болот. Когда меня наши солдаты, вынесли из леса и поставили на землю, первое, что я сделала — побежала обратно в лес. Я не могла представить, что человека не убьют, если он не спрячется в лесу. Я много видела человеческих смертей, поэтому очень боялась. Но мамочка мне объяснила, что больше никто и никогда меня не убьет, что у нас, в Белоруссии, уже Победа. Я поняла, что это радость, потому что все плакали, целовали бойцов, их руки, обнимали, кричали: “Сыночки, спасибо!” Через год была настоящая Победа, в нашу сожженную деревеньку из семи землянок приехали победители, вручили всем нам подарки и сказали, что наступила полная Победа. Это было 9 мая 1945 года. Мне подарили куклу, которую я назвала Катей, потому что мою старую куклу Люсеньку растоптали и раздавили фашисты. От нее осталась только крохотная головка. Она хранится у меня до сих пор. А Катеньки у меня тоже нет, потому что в это время заболела брюшным тифом моя подруга Леля, и она совсем умирала. У нее не осталось ни одного волоса на голове, и я ей подарила эту куклу.
Любовь Антоновна Гаевская”.“Война застала меня в Старых Апатитах, мне было шесть лет. В поселке остались одни женщины и дети. Помню рытье окопов, постоянные бомбежки и острый голод. Вывезли в деревню Ошкуково Свердловской области. Там мы и встретили день долгожданной Победы.
Евгения Дмитриевна Сивакова”.“Наша мама, Ольга Егоровна Хрипунова, рассказывала о том, что окончание войны они встречали в поселке Териберка. Ей было 17 лет, когда закончилась война. Она говорила, что ночью, в мае, она проснулась от крика отца, который бегал под окнами их дома в кальсонах, стрелял из ракетницы и кричал: “Победа!” Она вспоминала, как люди выскакивали из домов, обнимались, целовали друг друга и плакали. Это действительно была радость со слезами на глазах.
Из воспоминаний семьи Хрипуновых”.