Моим внукам,

18-11-1Мария Антоновна Филиппова жила в Апатитах с 1960 по 1997 год.
Все эти годы она работала в МОПБ, а потом вышла на пенсию и переехала жить в Ярославскую область. На Севере у нее остались дочь и внучка, есть уже и правнук. Май для Марии Антоновны — месяц особенный, 20 мая ей исполнится 77 лет, ну а 9 Мая — большой праздник, который касается и ее жизни. Ведь Мария Филиппова — “ребенок войны”. Три недели назад внучка Алена получила от бабушки очень важное и трогательное письмо. Показала своей маме, Светлане, а уже она принесла его в редакцию “ДД”. С разрешения родных мы его сегодня публикуем.

Уже семьдесят лет спокойно дышит мирная земля. А мне по ночам все еще снятся страшные ужасы войны.
Это было в Белоруссии, в Могилевской области, на оккупированной немцами территории. На рассвете неожиданно появились военные машины. Объявили мобилизацию, а значит, войну. Отец с машины крикнул маме: “Береги детей!” Через несколько дней мы узнали, что такое война и ад.

Внезапно началась перестрелка, затем она переросла в страшный бой. Бомбили круглосуточно с земли и воздуха. Солдаты стояли насмерть, защищая нашу деревню. Но не устояли — погибли все.
У немцев была тяжелая артиллерия, авиация и до зубов вооруженные пехотинцы. А у наших солдат лишь мужество. Хоронили защитников женщины, ночью, под страхом смерти.
Появились первые немцы, послышалась чужая речь. Собрали всех жителей деревни, отобрали евреев. Заставили вырыть яму, около нее выстроили отобранных и расстреляли из автоматов. В яму падали мертвые и живые, их присыпали землей. Долго из ямы слышались стоны, колыхалась земля.
У жителей забирали скот, птицу. Кур жарили на костре живыми.

Солдат разместили в домах, а местных  выселили. Установили комендантский режим. Каждое утро жителей собирали и предъявляли требования. Девушек отправляли в Германию, женщин — копать окопы. Маленьких детей отнимали и бросали в колодец.
Кто мог, уходил в партизаны. Подрывали автомашины немцев с техникой, боеприпасами. Немцы жестоко наказывали за любую связь с партизанами — дома сжигали вместе с людьми, вешали на столб с дощечкой на груди “партизан”.

С оккупированной Украины на Оршу шли обозы со стариками и детьми, везли их в крематорий. На ночь они останавливались в деревне. Это был пересылочный пункт. Моя мама спасла около десяти семей. Рискуя жизнью, она прятала людей, а ночью сопровождала в лес к партизанам.
Как стадо скотины, пригнали военнопленных. Закрыли в конюшне с лошадьми. Ночью женщины подползали к конюшне, чтобы передать еду и воду. Во время бомбежки снаряд попал в конюшню, и она загорелась. От безумия лошади бросались на людей, люди — на стены и окна. Тех, кому удавалось выбраться, расстреливали. Сгорело около ста человек. Позже на этом месте поставили памятник неизвестному солдату.

Самым страшным было зрелище, когда советские войска освобождали Белоруссию. Несколько суток шел бой. Артиллерия — со всех сторон, авиация — с воздуха. В воздухе горели и взрывались самолеты. Люди собрались у реки, в овраге, и ждали смерти. Немцы были злые, как звери, не хотели уходить с насиженных мест. Из комендатуры увозили архив, документы. Уходя, старались уничтожить все. Дома обливали бензином и поджигали.

В деревне было около трехсот домов. Зарево было такое, как будто горели небо и земля. Видя, что немцы ушли, люди стали пробираться на свои пожарища. Кругом лежали убитые лошади.
И вдруг со стороны леса показался конный отряд. Люди стали прятаться — думали, это карательный отряд, который уничтожал все живое. Но это были наши разведчики. Женщины падали им в ноги, молясь и плача. Расспросив все о немцах, наши солдаты пообещали отомстить за содеянное. Так пришло освобождение.
И надо было еще и выжить. В стране была разруха, голод. Отец вернулся с фронта после ранения, ослаблен. Дети болели тифом. Крыши над головой не было. Приехали в Россию к бабушке, а в Ярославле — голод. Россия во все времена принимала и помогала всем. Но нам помочь было нечем.

Помню — зима, мороз, метель, дороги нет. Отец пошел по деревням, чтобы заработать на еду. Нас с сестрой взял с собой. К вечеру отец ослаб от голода — идти не может, упал. Стало его снегом заметать. Поцеловал нас, заплакал и сказал: “Оставьте меня, а сами идите в деревню”. Мы с сестрой тащили его за шинель, падая, плача. Но дотащили до фермы. Там нам помог сторож. Обогрел нас, накормил едой для свиней. А утром бригадир предложил работу, выделил нам паек и дал ведро картошки. Мы ее понесли маме и сестрам.
Приходилось просить милостыню, чтобы не умереть от голода. Мы выжили. Но какой ценой?
Наше поколение прошло через все муки ада. Для будущего поколения из пепла и разрухи сковало могучую державу, прекрасную страну, в которой вы живете. Любите и берегите свою Родину, как ласковую мать! Помните ее историю.

Уходят годы, а с ними уходят люди. Остается память, ее надо беречь.
Дай Бог, чтобы всем живущим на этой земле не знать тех бед, которые познали мы, дети войны.

Поделитесь:Share on VK
VK

Один комментарий на “Моим внукам,”

  1. Ад в России начался после 17-го года. Отказались от Бога, распяли православного монарха с семьей, хотя клялись в верности роду Романовых аж до Второго Пришествия. Клялись всем народом, соборно, в 1613 году, когда выбирали на престол Михаила Романова. Решили построить в России «христианство » без Христа, чем, по — сути, коммунизм и является. Вот и отдали себя под власть бесов во плоти. Безбожие и клятвопреступление еще никого счастливыми не делали. Последствия расхлебываем до сих пор. И еще будем расхлебывать. Вся Россия залита кровью абортированных младенцев. «Христианки» исправно жертвы Молоху приносят. И вторая мировая бичом Божиим была. Ее выиграли только тогда, когда Сталин испугался и храмы разрешил открыть. Православные победу вымолили. Угодники Божии, вроде Серафима Вырицкого. С началом Великой Отечественной войны отец Серафим принял на себя великий подвиг — многодневные молитвы на камне, подобно святому Серафиму Саровскому. А теперь третья мировая на пороге, в соответствии с пророчествами православных святых. Началось с Украины. Скоро Китай поднимется и на Сибирь пойдет. И все за то, что покаяния в народе нет. Безбожное лихолетье так ничему и не научило. Значит, и нашему поколению придется кровью умываться. Это не шутки. Шутки кончились давно. Россия утопает в грехах, язычество процветает. А грех рождает только смерть. Вот попрет Китай, все наперегонки ломанутся в церкви, в голос выть будут по храмам. Когда жареный петух клюнет. Как и в Отечественную было. История повторяется, только ничему не учит. (((

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *