Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-14 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, дерзкими, зачастую отрицают все, чему учили их родители. Есть, конечно, дети, которые и в переходном возрасте только радуют, но их меньшинство.
Договаривайтесь!
Самая распространенная жалоба родителей: ребенок ничего не хочет. На самом деле родителям кажется, что сын или дочь не интересуется ничем важным, слишком пассивен. Но любопытство у детей осталось, просто то, к чему лежит душа подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.
Конечно, большинство родителей обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером, в Интернете. Выясните, что именно ищет подросток в Интернете, в компьютерных играх. Иногда это знание позволяет сразу смягчить ситуацию и члены семьи находят общий язык. Иногда оказывается, проблема серьезнее, чем представляли себе родители.
В подростковом возрасте особенно сильно влияют на детей сложности в отношениях с одноклассниками. Причем это бывает как у ребят стеснительных, робких, так и у импульсивных, физически крепких.
С подростком просто не бывает — у него возрастной кризис, период перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с собой, с родителями. Родители, сталкиваясь с изменением своего ребенка, его грубостью, непредсказуемым поведением, чувствуют бессилие и отступают.
На самом деле бегство от проблем лишь усугубляет их. Родителям важно находить силы для диалога, учитывая, как сильно у подростков желание приобрести больше самостоятельности. И желание это вполне естественное. Признавая право ребенка на автономию, важно помнить: он нуждается в поддержке родителей и в границах, ими выстроенных, хотя сам этого может и не осознавать. Без таких границ взросление невозможно, поэтому воспитание нельзя свести к поддержке и нежным словам — не менее важно договориться с ним, что можно, а что нельзя, у кого в семье какие обязанности. Объяснить, что совместное проживание на одной территории — это и ответственность, необходимость договариваться. Тут родителям важно не перепутать устойчивость и внятность с унижением и жестокостью.
Школьный ярлык
Часто у детей желание замкнуться и отчуждение от взрослых начинается с неуспеваемости в школе. Многие учителя сразу же ставят крест на тех, кто не успевает по их предмету. Иногда и родители перестают верить в своего ребенка, и это неизбежно приводит к заниженной самооценке, комплексам, на преодоление которых могут уйти годы. Повесили на человека ярлык, а он потом полжизни не может поверить в свои способности, талант и состоятельность.
Конечно, подростки особенно чувствительны к таким ярлыкам. Некоторым педагогам не хватает ни сил, ни компетенции для работы со сложными детьми. И вместо того, чтобы разобраться, почему ребенок с сохранным интеллектом не проявляет интереса к учебе, учителя в бессилии начинают говорить ему, какой он глупый, непутевый. Делают это, вероятно, из лучших побуждений — надеются через стыд пробудить в нем творческую активность. Это заведомо безнадежная система воспитания, но, увы, она широко распространена в российских школах.
Родители в таких ситуациях, как правило, впадают в одну из двух крайностей: либо безоговорочно занимают сторону учителей и начинают единым фронтом с ними давить на подростка, либо говорят, что ребенок прекрасен, а во всем виновата школа. Обе позиции неконструктивны. Но, пожалуй, вторая — меньшая из двух зол.
Подростку в любом случае нужен круг, в котором его принимают и ценят. Если он не находит его в социально приемлемых формах, будет искать в Интернете, в социальных сетях и группах. Некоторые действительно связываются с криминальными компаниями, но сегодня чаще подростки уходят от одиночества в виртуальную реальность. Внешне это выглядит более благополучно: они не курят, не употребляют наркотики, не воруют, но для психики — все равно риск.
Вспомни детство
Переживания родителей, страх за детей, желание уберечь их от трагических ошибок понятны. Но без проверки мира на прочность и получения от этого мира обратной связи ребенок не сможет стать взрослым человеком, а на этом пути ошибки неизбежны.
Все мы рождаемся с разными способностями, склонностями, особенностями нервной системы, и часто происходящее с подростком не соответствует родительским ожиданиям. Очень хотелось бы, чтобы вы, родители, вспомнили свое детство и подростковый возраст. Почему же часто не удается понять, что проблемы ваших детей связаны с возрастом?
Особенность нынешнего времени в том, что родители еще помнят авторитарное воспитание, которое, возможно, подходило для советской системы. Но, если так воспитывать ребенка сегодня, ему в современном мире будет сложно. Сейчас, чтобы быть успешным, нужно гибко реагировать на нестандартные ситуации и иметь навык переговоров. И где же его приобретать, если не в семье?
Некоторые родители, сталкиваясь с теми или иными проблемами подростка, сразу ведут его к психиатру. Лучше всего прийти вместе к семейному психологу, который поможет выйти из трудной ситуации и ребенку, и родителям. Вы всегда можете обратиться к специалистам службы сопровождения “Перекресток” по телефону 8 (960) 021-15-63.
Социальный педагог службы сопровождения “Перекресток” апатитского детского дома Лариса Тарновская.
в интернете можно скачать очень стоящие книги на эту тему:
Росс Кэмпбелл «Как по-настоящему любить своего ребенка» и «Как любить своего подростка»
То есть, своей головой не подумать? Ну,тогда Пьера Дюкана вам на обед и Руфь Диксон на сон грядущий.
а что вдруг такая болезненная реакция? аж странно
или диплом по детской психологии в кармане?
тогда спите спокойно
коммент не лично вам адресован, другим, глядишь, и пригодится, не столь самоуверенным