На улице невольно слышу чужую беседу:
— Вы купили новую квартиру?
— Еще нет, трехсот тысяч не хватает! Ведь деньги так трудно зарабатывать!..
Чувствую, моя правая бровь поднимается от удивления: между собой беседуют девочки лет семи-восьми. Это ж надо, думаю, рассуждают, совсем как взрослые!
Портят ли деньги детей
В советское время была уверенность, что деньги портят детей. И детский труд был безвозмездным. Сбор макулатуры или металлолома, уборка школьного двора, написанная в газету заметка — эти и другие работы детям не оплачивали. Взрослые и дети мечтали в то время, что будут жить при коммунизме, когда ни за что не надо будет платить! Коммунизма не дождались, а вырастили безграмотное в экономическом плане поколение. Тратить деньги оно умело, а вот делать их мало у кого получалось. Вспомните первую волну предпринимательства: начали бизнес очень многие, но лишь единицы добились успеха.
Когда у «ДД» появились дети-продавцы газет, которые получали за работу деньги, горожане звонили в редакцию и возмущались: «Вы развращаете детей деньгами!» Теперь, когда финансы стали темой номер один в стране, в семье и на улице, дети активно воспринимают поведение взрослых: с удовольствием считают рубли, когда они есть, копят, некоторые стараются сами зарабатывать. Современные дети знают, сколько стоят хороший автомобиль и квартира, сколько зарабатывают родители. Нужна ли такая осведомленность? Как воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам? Об этом»ДД» говорила с родителями.
Монеты в сахарнице
Елена, мать 13-летней дочери и 7-летнего сына:
— У дочери есть деньги на карманные расходы. Мы ей даем их, когда она попросит, но всегда интересуемся, на что. У сына есть копилка. Он складывает монеты в сахарницу и разные коробочки. Мы периодически подбрасываем ему немного, иногда он на улице копейки находит. Сын обожает считать монетки, ему нравится держать в руках деньги.
— Вы можете доверить дочери крупную сумму, чтобы она заплатила за квартиру, к примеру, или купила продукты?
— Могу и делаю это. Она всегда говорит, сколько потратила, и приносит сдачу. Чеки я не требую, но всегда смотрю, что она купила, и приблизительно знаю, сколько это стоит.
— Участвуют ли дети в распределении семейного бюджета?
— Да. Мы всегда обсуждаем, что часть денег пойдет туда, часть — сюда, а на то, что вы хотите, к примеру, денег сейчас не хватает, и вам придется подождать.
Прогорели
Ирина, мама двоих взрослых детей:
— Мой опыт денежных взаимоотношений с детьми был коротким. Просьбы о карманных деньгах начались, когда им было 10 и 13 лет. Тогда мы договорились: за каждую вовремя выполненную домашнюю обязанность и отличную оценку каждый получал по одному-два рубля. Но были и штрафы: рублем карались разбросанные вещи, опоздания с прогулки, «неуды».
Сначала детям это очень нравилось. Каждый мечтал накопить на что-то, им казалось, что это будет легко, надо только следить за мной, чтоб не забывала вовремя рассчитываться. Но хватило деточек ненадолго — я безжалостно высчитывала из их заработка рубли за промахи. Уговор есть уговор!
Вскоре сын прогорел окончательно и даже остался мне должен. Дочь продержалась на неделю дольше. Эта денежная игра им быстро надоела. Тем более нашлась альтернатива — бабушка с дедушкой легко шли на выручку, ничего не требуя взамен.
В одной семье — разные
У Вики — три дочери: 13 лет, 11 и 4 года.
— Вика, когда у девочек проявился интерес к деньгам?
— Рано. У них очень популярна игра в магазин, когда они что-то продают и покупают. Расчет идет «деньгами» — разноцветными бумажками. К моменту, когда пошли в школу, дочки уже знали, что такое деньги.
— Есть ли у девочек карманные деньги?
— Конечно. Я каждый день даю им определенную сумму, которой они могут самостоятельно распоряжаться. Чаще всего они их тратят на шоколадки.
— Оплачиваете ли Вы дочкам хорошие оценки и домашние дела?
— Пыталась ввести такие расчеты, но особого порядка в квартире и за деньги не заметила. Потом отменила все расчеты и сказала, что они должны выполнять обязанности по дому. За хорошую учебу я им делаю подарки, покупаю то, чего им больше всего хочется.
— Дочери одинаково относятся к деньгам?
— Конечно, нет! Старшая — транжира, средняя любит экономить. О маленькой рано говорить.
Подарки из копилки
Нина, бабушка 12-летней девочки:
— Года в три-четыре у внучки появился интерес к деньгам, и я ей подарила копилку. Когда Даше исполнилось пять лет, ей поручали сделать несложные покупки: хлеб, сахар. С тех пор она очень аккуратно обращается с деньгами, никогда не теряет, не забывает вернуть сдачу.
Сейчас у внучки есть собственная банковская карта. Открыли счет и сделали первый взнос родители внучки, теперь она периодически его пополняет за счет копилки, но ничего с карты не снимает. Говорит, копит на образование.
Родители платят ей деньги, но только за поручения, связанные с их работой, например, доставить по адресу документы или отправить посылку.
Мне нравится, что Даша легко расстается с деньгами, когда хочет сделать приятное родным или подружкам. Залезает в свою копилку и покупает подарок — всегда практичную и красивую вещь. Мне внучка подарила кофейную чашку, деду купила обувную ложку с длинной ручкой, потому что ему трудно наклоняться, подружкам дарит книжки, диски.
Даша в курсе финансовой ситуации в доме, родители часто с ней советуются, и порой внучка дает дельные советы.
Чем раньше, тем лучше
По мнению психологов, чем раньше начать прививать ребенку финансовую культуру, учить тратить и зарабатывать деньги, тем лучше. У него появится больше шансов стать успешным человеком.
Специалисты считают, что в два года символами собственности для малыша становятся игрушки, камешки, пуговки, деньги.
В 4-6 лет у детей возникают элементарные представления о деньгах и покупках. В 5-8 лет ребенок начинает понимать суть экономики обмена (купли-продажи). В 6-8 лет дети имеют представления о численности, ценности денег. В 7-9 лет к детям приходит полное понимание денег и связи между выполняемой родителями работой и доходами.
В школе подростки усваивают основные символы экономического успеха: деньги, власть, престиж.
Как бы ещё соблюсти золотой баланс — чтобы вырос не транжирой, но и не жадиной, чтобы умел правильно определять приоритеты в покупках, но не был бы расчётливым занудой…Чтобы понимал важность денег, но не очаровывался ими как единственно интересным в жизни. Чтобы не тратил на пустяки и понимал, что содержать нас, родителей, в старости — обязательно (мы, правда, от этой «обязательной обязанности» постараемся «откосить» по мере сил и возможностей.) Вопросов много, с ответами — увы…