Испания — знойная страна горячих мужчин, фламенко и корриды, думала я, ступая впервые на эту землю десять лет назад, в предвкушении жары, пляжей и развлечений.
Испанец, ожидавший меня в аэропорту и вскоре ставший моим мужем, оказался бледным, зеленоглазым меланхоликом. Я не придала этому значения. Ничего, загорит, развеселится со мной. В те первые минуты меня больше удивил ледяной ветер. Оказалось, что май на севере Испании — а прилетела я именно на север — довольно прохладный месяц. Ни о каких пляжах и речи быть не могло.
После нескольких вылазок с местной молодежью про развлечения тоже пришлось забыть. Я попала в небольшой городок, где не было ни дискотек, ни ночных клубов. Да и вообще в Испании они не в ходу, народ развлекается хождением по барам.
В пятницу ночью собирается группа друзей — квадрилья — от пяти до двадцати человек, заходят в бар, тесный, шумный, с громкой музыкой, заказывают по маленькому бокальчику пива и общаются, бурно жестикулируя и пытаясь перекричать музыку. За столики никто не садится, все посетители ночных баров стоят с бокалами в руках. Минут через тридцать квадрилья переходит в другой бар. За ночь церемония повторяется раз пятнадцать. Под утро все расходятся по домам.
«Культурная» программа не удалась, и мне ничего не оставалось, как заняться изучением повседневной испанской жизни.
Вскоре я выяснила, что север и юг страны — это два разных мира. На севере мало интересуются корридой и фламенко, характер имеют весьма сдержанный, а блондины встречаются так же часто, как и брюнеты.
В отличие от приезжающих на заработки, я с первого дня попала в семью и имела возможность видеть изнутри жизнь испанцев среднего достатка. Живут они в обычных квартирах, но с качественной отделкой. Любопытно, что счет комнат ведут только по спальням. Трехкомнатная квартира — это квартира с тремя спальнями и залом. Предполагается, что зал есть во всех квартирах и в расчет не берется.
Все, вплоть до последней мелочи, сделано добротно и красиво. Полы на севере (на юге все по-другому) кладут исключительно паркетные, да такие, что в них можно смотреться, как в зеркало. Обои не любят, стены красят в однотонные, светлые тона. Ковры — только на полу. Когда видят фотографии русских квартир с коврами на стенах, входят в ступор. Для них это — как люстру привинтить к полу. После долгого раздумья вздыхают с облегчением: «А-а-а… это из-за холода».
Счет этажей начинается со второго. На первых этажах — магазины, офисы или подсобные помещения. Поэтому их первый этаж означает наш второй.
Самое шокирующее для нас — это подъезды со стеклянными дверями, зеркалами, картинами и цветами. Ступеньки и панели из натурального камня. Вы понимаете, что в таких подъездах перегоревших лампочек нет и быть не может.
Семья (familia) в Испании — это святое. Поддерживаются теснейшие отношения между всеми ее членами, вплоть до троюродных племянников. Любят устраивать семейные встречи, обедать вместе за большим столом. Средняя семья насчитывает не менее тридцати человек. Часто семья сохраняет из больших родовых квартир одну общую, специально для семейных встреч. Она принадлежит всем родственникам. Постоянно в ней никто не живет, но все имеют право проводить там праздники, отпуск, приезжать с друзьями на выходные. В таких квартирах всегда исключительный порядок, есть запас продуктов и абсолютно все для жизни. Достаточно открыть дверь, включить рубильник — и все начинает работать.
Испанская женщина — это воистину хранительница домашнего очага. До недавнего времени испанки не работали, а посвящали себя полностью дому и детям. Выходя замуж, даже отказывались от подруг и любимых увлечений. Домашнее хозяйство довели до совершенства: порядок по-испански — это смесь музея с операционной. Каждая вещь на своем месте, все стерильно. Вы можете зайти в любую квартиру без предупреждения и беспорядка не найдете. Вещи личного пользования никогда не оставляют на виду.
Испаночки готовят еду только «одноразовую», кастрюля борща на неделю не прокатывает. Очень следят за разнообразием питания. Картошка на обед и на ужин — немыслимо, как и один вид мяса в течение дня. На десерт подают фрукты. После десерта принята чашечка заварного кофе и после этого по желанию глоток крепкого алкогольного напитка или ликера. Утром они предпочитают кружку растворимого кофе на молоке (именно на молоке, а не с молоком).
Во время еды испанцы всегда пьют обычную воду, ее заранее ставят в стаканах на стол. Стол всегда сервируется, скатерть и ножи — обязательны! Столовыми приборами умеют пользоваться даже маленькие дети. Ужинают довольно поздно и обильно.
А как они заботятся о своих детях, как вьются над ними! Груднички непременно все в бантиках, рюшечках, «сдобрены» детской туалетной водой. За детками следят непрестанно, чтобы не упали, не ударились и не поцарапались. Для каждого готовят его любимые блюда. Во время игр на детских площадках и мамы, и папы бегают за детьми с бутербродами, чтобы всунуть еще кусочек. Впрочем, чрезмерная опека плохо отразилась на современной молодежи, особенно на сыновьях.
Испанские хозяйки умеют ценить деньги. Все штопается, клеится, ремонтируется. А если что-то покупают, весь город обегают в поисках лучших цен. Большие покупки откладывают на период распродаж. Среди испанских женщин в моде умение экономить, а не слепо подражать гламуру.
Мама в испанской семье — богиня. Она непогрешима, может все, никогда не устает, не ошибается. На ней держится весь мир испанской семьи. Дети и муж ее свято чтят, даже если она не видит разницы между Ираком и Ираном (а чаще именно не видит).
Я мало знакома с жизненным укладом других европейских стран, но, по рассказам знакомых, испанские домохозяйки — одни из самых аккуратных, экономных и чистоплотных.
На данный момент век домохозяек подходит к концу. Жизнь сильно подорожала, особенно жилье, и семье, как это было в прошлом веке, на одну зарплату не прожить. Среди молодого поколения работают почти все женщины. Домашние обязанности делят пополам. Я тоже работаю, но, пока подрастали дети, успела пройти у своей свекрови школу по ведению домашнего хозяйства, которую можно смело назвать Академией.
Молодец, испанская дочь русской женщины! Счастья тебе и тепла!