В начале декабря МИД Финляндии и агентство “Финн фактс” организовали поездку для журналистов из России в Рованиеми и Хельсинки. Несколько дней нам показывали и рассказывали — какова она, арктическая политика страны.
И падает, и растет
Не только Россия собирается с силами, чтобы “прирастать Арктикой”. Финляндия делает это не торопясь, деловито, с учетом всех “за” и “против”. Но пока, как и много лет подряд, основным источником доходов здесь является туризм.
Рованиеми, город размером с Апатиты, стоит на самом Полярном круге. С приходом декабря здесь начался “высокий сезон”. Туристы всюду — в самолетах, летящих из Хельсинки, в гостиницах, магазинах, ресторанах и на улицах. Финский язык услышать сложно — люди говорят по-французски, -испански, -итальянски. А такого количества представителей азиатских стран я не видела даже в фильмах Куросавы. Вот только россиян в Рованиеми нынче, увы, маловато — эксперты спрогнозировали на 2015 год снижение турпотока на 20 процентов. И все же в среднем в городке на 62 тысячи человек ежесуточно ночуют 3500 туристов.
630 миллионов евро в год — такова годовая прибыль от туризма в Лапландии. 2 млн 400 тысяч ночевок было зарегистрировано здесь в 2013 году. Сегодня туристическая отрасль разрабатывает новые стратегии, основная цель — удвоить за ближайшее десятилетие прибыль от туризма.
Как это намерены делать? Поднимать доступность и удобство транспортных коммуникаций, особенно авиаперелетов. Пока что билеты на внутренние рейсы очень дорогие, и нет сейчас прямого сообщения между Рованиеми и европейскими столицами, только через Хельсинки.
Планируют развивать летний туризм — велосипедный, велнесс, гольф. Улучшить обслуживание индивидуальных путешественников посредством Интернета. Построить в Леви и Саарисельке новые гостиницы и трассы, также и Рованиеми необходимы новые гостиничные комплексы… Но все инвестиции отложены до лучших времен. Финляндия тоже переживает кризис, множество турфирм в стране обанкротились. Единственное, что пока спасает положение, — огромный интерес к Санте и Лапландии у жителей Британских островов и Германии. На них пока и делают основную ставку.
А что наука?
Но не только туризмом заняты в Рованиеми. Представители “Арктического центра” Университета Лапландии изучают вопросы Арктики, ведь из ста тысяч квадратных километров Лапландии 25 процентов территории приходится на Финляндию. В финской Лапландии живут 182 тысячи человек — три процента всех финнов.
Главный вопрос, который предстоит в ближайшие годы решать в связи с развитием этих территорий, — как совместить промышленность и интересы коренного населения? Как улучшить жизнь региона, не пошатнув при этом хрупкую экосистему уникальной северной местности?
Сегодня Финляндия рассматривает крупные инвестиции в Север — до десяти миллиардов евро в газовую, горнодобывающую отрасли, транспортную сферу. А подготовкой кадров занимается в том числе и Университет Лапландии, самый северный в Евросоюзе. Здесь учатся четыре тысячи студентов, работают 650 сотрудников. Кроме традиционных факультетов — дизайна, педагогики, права и обществоведения, — изучают здесь и изменение климата, и гляциологию.
Вместе с университетом развивается и весь регион. В Лапландии сегодня шесть международных аэропортов, два порта, 19 приграничных пунктов. Кроме традиционного бумажного производства и железорудной промышленности, здесь активно производят компоненты для косметики, лекарств, здорового питания. А также тестируют автомобильные шины в холодных условиях.
При этом половина площади Лапландии в той или иной мере заповедники, две трети всех заповедных зон страны находятся тут. 90 процентов ягод и грибов, собираемых в стране и имеющих статус “био”, — отсюда, с Севера. Не стоит забывать и саами — единственный коренной народ Северной Европы. В Лапландии проживают 10 тысяч саами, семь тысяч из них — собственники поголовья оленей. Вот поэтому совмещение туризма, природных зон и горнодобывающей промышленности требует постоянных усилий.
Тяжело, но мы верим
Конечно, мы не могли обойти вниманием санкции. И задавали вопросы об этом. Представители Финско-российская торговой палаты, которая недавно отметила 75-летие, на вопросы отвечали, надеемся, честно.
Нам рассказали, что экономическая ситуация в стране тяжелая: и давно назревшие реформы не проведены, и мировой кризис нагрянул. От санкций 2014 года больше всего пострадало сельское хозяйство. Предприятия Лапландии более негативно относятся к введению санкций, чем остальная Финляндия, ведь на севере очень много деловых связей. В новостях показывают, как сельхозпредприятия требуют от Евросоюза компенсировать убытки из-за санкций, но, по мнению наших докладчиков, надежды на это мало. Единственное, что компенсирует ЕС северянам, — это транспортные расходы. Однако продолжается сотрудничество с Мурманской областью в вопросах транспортной инфраструктуры, горной добычи, гидроэнергетики. И 17 процентов финских предпринимателей хотели бы открыть офисы в Мурманске.
Наш регион — с тонкой природой и большими расстояниями, говорят финские промышленники. И сетуют, что рабочей силы здесь становится все меньше, население стареет и, когда начнется подъем, Лапландия да и вообще север Европы могут остаться без людей.
А люди тут непременно понадобятся. Ведь планы грандиозные, инвестиционный потенциал Крайнего Севера Европы оценивается в 144 миллиарда евро. И главные надежды связаны с развитием транспортной сети. Сегодня Норвегия ищет подрядчиков для крупного строительства на севере Норвегии, и Лапландия может стать активной транзитной зоной между странами Северной Европы и Баренцевым морем. Есть и масштабные планы по строительству железнодорожной ветки к Ледовитому океану, чтобы наладить грузообмен с Азиатским регионом.
Торгово-промышленная палата Финляндии считает, что страна должна разработать экономическую стратегию развития Севера. Мы верим в его светлое будущее, говорят ее представители. И нам тоже хочется верить, что Север все еще кому-то нужен и важен…
Продолжение в №52.