Пылящие летом “хвосты” — одна из главных апатитских проблем. Но они — неотъемлемая часть производства, которое подарило жизнь нашему региону. Дамба отходов производства апатитового концентрата растет — за последние три года она увеличилась на два метра. Но, видимо, далеко не всех волнует ее судьба. На общественные слушания проекта реконструкции дамбы пришли лишь сорок человек.
Вторая попытка
О реконструкции хвостохранилища АНОФ-2 говорили в большом зале городской администрации. Результаты слушаний хоть и носят для производственников рекомендательный характер, но являются частью процедуры получения государственной экологической экспертизы.
Необходимость увеличения гребня намывной дамбы хвостохранилища со 180 до 200 метров от уровня моря уже обсуждали в Апатитах. Это было в апреле 2011 года. Тогда проектировщики из питерского “Механобра”, разработавшие в свое время проект хвостохранилища в губе Белая озера Имандра, сообщили, что за 50 лет работы фабрики “хвосты” достигли максимальной высоты и теперь нужно решить вопрос, что делать дальше — обустраивать новый полигон складирования отходов производства или же увеличивать старую дамбу? Руководство “Апатита” решило провести реконструкцию старого хвостохранилища, проект заказали все в том же “Механобре”.
Готовый проект предложили к обсуждению жителям Апатитов. Некоторые горожане — в основном экологи-общественники и представители Кольского научного центра — выразили недоверие проекту и внесли ряд предложений.
С тех пор прошло больше трех лет, но экологическую экспертизу “Апатит” до сих пор не получил. А все потому, что изменилось законодательство. Появились новые требования к разработке подобных проектов. В частности, в проекте реконструкции должна быть четко оговорена санитарно-защитная зона, за границами которой предельно допустимая концентрация (ПДК) пыли в воздухе не должна превышать норму.
— Кардинальных изменений старый проект не претерпел, просто в него внесли некоторые изменения, соответствующие новому законодательству, — сказал технический директор АО “Апатит” Александр Калугин. — Но некоторые изменения участники слушаний все же заметили. В частности, Елена Кругликова из Кольского экологического центра поблагодарила разработчиков, что замечания Центра к первоначальному проекту учли.
Опасное лето
Начальник отдела охраны окружающей среды “Апатита” Олеся Конина рассказала о регулярном мониторинге окружающей среды, который проводят специалисты в разных частях города. О разрешительных документах, которыми руководствуется в своей работе АО “Апатит” при сбросах, выбросах и хранении отходов производства. А также о том, какие работы проводит предприятие для закрепления этих самых отходов: битумная эмульсия, которой поливают дамбы летом, и волосенец песчаный, которым засеивают откосы дамбы. Эта трава имеет очень развитую корневую систему, она хорошо укрепляет “хвосты” и способствует восстановлению почвы.
Марина Григорьева из “Механобра” говорила о плюсах проекта, которым не предусмотрено вовлечение новых природных земель для размещения отходов. А также о том, что увеличение высоты дамбы не будет способствовать росту пыления. Объяснила это с технической точки зрения.
В принципе ничего нового инициаторы реконструкции не рассказали, и поэтому у участников слушаний снова возник главный вопрос, который их волновал три года назад и волнует каждое лето: как решить проблему пылеподавления?
— Этим летом пыление было значительным, — сказала Елена Кругликова. — Мурманская гидрометеостанция зафиксировала 12 случаев превышения санитарной нормы ПДК пыли в воздухе.
— Да, к сожалению, неблагоприятные погодные условия способствуют пылению, — ответил Александр Калугин. — Но пылят в основном мелкодисперсные, то есть очень маленькие частицы отходов, поэтому “Апатит” старается увеличить размер мелких частиц отходов при производстве апатита.
Кроме того, ближайшим летом мы запланировали испытания трех новых реагентов для пылеподавления — на смену битумной эмульсии. Конечно, идеальным решением этой проблемы стала бы переработка отходов — сфена, нефелина, титаномагнетита, эгирина.
Но спрос на эти минералы небольшой. Основной потребитель наших отходов — Пикалевский глиноземный завод — берет у нас далеко не весь нефелин. Есть небольшая заявка (на 300 тонн) на сфеновый концентрат.
Невостребованную продукцию приходится складировать. Поверьте, мы постоянно ищем рынки сбыта минералов, входящих в состав отходов апатитового производства.
Кроме того, Александр Иванович напомнил, что объемы производства на АНОФ-2 в последнее время заметно упали — основная часть работы предприятия сконцентрирована на Третьей фабрике. А раз объемы меньше, меньше и количество отходов. Значит, и высота дамбы будет расти не так быстро, как прежде.
Были пожелания
На слушаниях рассказали, что в течение года специализированная организация будет отбирать пробы на границе установленной проектировщиками санитарной зоны. Выводы также лягут в основу пакета документов для получения экологической экспертизы — разрешительной точки на этапе начала реконструкции.
В протоколе собрания отметили, что слушания состоялись. И указали пожелания их участников. К примеру, Павел Амосов по поручению коллег из Института экологии выразил поддержку проекту — все-таки решать вопрос дальнейшего складирования отходов надо — не сворачивать же производство! Но предложил иметь в виду услуги КНЦ, специалисты которого могли бы провести исследования, например, в изучении того, как скорость ветра влияет на интенсивность пыления. Или же создать программное приложение оперативного прогноза пыления и системы оповещения.
А Елена Ключникова предложила создать независимую группу исследовательского контроля пыления “хвостов”.
Спустя неделю протокол слушаний подписали его организаторы. Итоговый документ можно увидеть на сайте www.apatity-city.ru