Пишите литературоцентрично!

soghinenieНе успел президент Путин порассуждать о том, как важны для россиян грамотность и начитанность, как последовало распоряжение: вернуть в школы выпускные сочинения! И вот впервые за много лет этот экзамен пройдет в 11-х классах 3 декабря. А на следующей неделе, 20 ноября, в школах города проведут репетицию этого экзамена.
Ни то, ни се

Итоговые сочинения будут оценивать по системе “зачет-незачет”. Если выпускник справится с испытанием, его допустят в мае-июне к остальным экзаменам. Если не справится, разрешат переписать сочинение в феврале.
Основные направления тем сочинений уже известны. Их пять. Сами же темы будут известны за 15 минут до начала экзамена. На прошлой неделе учителей русского языка и литературы — около 40 человек из разных городов Мурманской области — собирали в школе №15 представители Мурманского института развития образования. Учили проверять сочинения.
Казалось бы, чему учить опытных педагогов, которые за годы работы в школе проверили не одну сотню сочинений? И что нового может быть в их проверке? Но, как оказалось, не все так просто — у декабрьского сочинения не много общего с привычным сочинением.

— Это не полноценное сочинение по литературе, — говорит учитель русского языка и литературы гимназии №1 Екатерина Фридер. — Это сочинение на основе литературного материала, так называемое литературоцентрическое сочинение. Дети могут продемонстрировать свой читательский кругозор, уровень понимания жизни, нравственных норм. Это сочинение занимает промежуточное положение между сочинением по литературе и ЕГЭ по русскому языку, который также требует от ученика написания сочинения.
Можно сказать, что новое сочинение — это итог работы не только учителей-словесников, но и всех остальных педагогов гуманитарного направления. Тех, кто учит школьников связной речи.

Для примера. Одно из тематических направлений итогового сочинения 2014 года — “Чем люди живы?”. Это направление, как сказано в пояснении к нему, “предполагает рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия”. Школьник должен раскрыть эту тему на материале отечественной и мировой литературы, в том числе допустима современная и та, которая не входит в список школьной программы.

Всем непросто

Екатерина Фридер в этом году не преподает в старших классах, но участвовать в проверке выпускных сочинений будет. Поэтому она также была на инструктаже в школе №15.

— Сначала нам рассказали о критериях оценки итоговых сочинений, а потом выдали примерные работы, — говорит Екатерина Ивановна. — Если подходить к этим работам с точки зрения проверки сочинений по литературе, то в них есть минусы. Важно было понять, что критерии оценки у них разные. Первый критерий — соответствие теме. Не глубина ее раскрытия, а соответствие. Второй — аргументация с привлечением литературного материала. Ученик не должен глубоко раскрывать, к примеру, позицию автора. Он может коснуться лишь сюжета, одного эпизода или же характера героя. Или разных героев из разных произведений.
Также будут учитывать при проверке композицию и логику рассуждений, речевое оформление и грамотность. Но если работа не соответствует первым двум критериям, выпускник получит “незачет”.

Екатерина Фридер считает, что на самом деле шансов получить “зачет” у школьников много. Хотя большого восторга насчет новой формы итогового сочинения она не испытывает. Учитель считает правильным возвращение итогового сочинения в школы, но говорит, что ожидала другого.

— Учителя оказались в непростой ситуации, — поясняет Екатерина Ивановна. — Нам придется постоянно перестраиваться. Готовить выпускников к трем разным сочинениям. К итоговому сочинению в декабре, к сочинению в ЕГЭ по русскому языку, а тех, кто планирует сдавать экзамен по литературе, — к совершенно другой работе. Это разные сочинения, и критерии оценки у них разные. В общем, непросто и нам, и детям. Их нужно правильно сориентировать за достаточно короткое время — вот задача учителей сейчас.

Выпускникам прошлых лет

Непросто всем, кто участвует в эксперименте. 20 ноября на пробном сочинении выпускники смогут испытать новый экзамен. На работу над ошибками — до 3 декабря — останется всего лишь десять дней. Известно, что сочинение дети будут писать в своих школах, его продолжительность — 3 часа 55 минут.
Но “повезло” в этом году с экспериментом не только выпускникам 2015 года, но и выпускникам прошлых лет, которые хотят сдавать экзамены летом. Они будут писать сочинение в школе №14 также 3 декабря. Заявление для участия в экзамене нужно подать до 19 ноября в Управление образования по адресу: ул. Дзержинского, 55, кабинет №20, в рабочие дни с 8.30 до 12.45 и с 14 до 17 часов. Ответственное лицо — Марина Николаевна Титова, ее телефон 2-06-73. С собой нужно принести паспорт, его копию, аттестат о среднем общем образовании и копию, СНИЛС. Кроме заявления, выпускникам прошлых лет придется написать и согласие на обработку персональных данных.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *