МВД предлагает принять закон, чтобы привлекать к уголовной ответственности чиновников за халатное отношение к содержанию дорог. А все потому, что в каждом третьем ДТП, в частности в Апатитах и Кировске, плохое качество дорожного полотна играет если не прямую, то косвенную роль.
Есть план
Дмитрий Соснин, областной министр транспорта и дорожного хозяйства, считает такую инициативу спорной. Ведь если поправки в закон примут, то вряд ли кто-то захочет в дальнейшем работать и в его министерстве, и в других службах, контролирующих ремонты и состояние дорог.
— 70 процентов дорог в Мурманской области находятся в ненормативном состоянии, — сказал Дмитрий Алексеевич. — Денег на своевременные ремонты не хватает, дефицит областного бюджета — 15 млрд рублей. В идеале мы должны ежегодно ремонтировать около 200 километров дорог, а в этом году, для примера, сможем отремонтировать лишь 60 километров. Объемы из года в год накапливаются.
В Апатитах в последнее время состояние дорог удалось несколько улучшить. Если четыре года назад 70-80 процентов городских магистралей не соответствовали дорожным требованиям, то теперь — лишь 50 процентов. К 2017 году эту цифру хотят приблизить к 37 процентам.
— В 2011 году отремонтировали улицу Ферсмана, в 2012-м — улицы Бредова и Победы, в 2013 году — площадь Ленина и улицу Космонавтов, — сказал глава городской администрации Николай Бова. — В этом году идет реконструкция улицы Жемчужной, работы должны закончить в ноябре.
— Есть у нас и перспективный план ремонтов до 2017 года, — говорит исполняющая обязанности директора УГХ Валентина Кологреева. — Запланирована разработка проектно-сметной документации на ремонт улиц Северной, Московской, Фестивальной. Рассчитываем получить областную субсидию на продолжение улицы Ленина — дороги к храму. В этом же месте, на пересечении улиц Ленина и Победы, хотим сделать реконструкцию перекрестка и установить светофор. Кроме того, к концу сентября будет готов проект реконструкции, расширения, путепровода от улицы Ферсмана на Белоречку. Уже с октября движение в этом месте ограничим в одном направлении.
Запоздалая разметка
Министр транспорта рассказал, что с 2011 года содержание и ремонт дорог в Мурманской области финансируются Дорожным фондом. В 2014 году бюджет Фонда — 1 млрд 950 млн рублей. На 70 процентов его наполняют налоги от акцизов, на 20-25 процентов — транспортный налог, остальные — из других источников.
В основном средства идут на содержание и ремонт региональных дорог, муниципалитеты могут получить областные деньги лишь на конкурсной основе. Восемнадцать муниципалитетов запросили на этот год 550 млн рублей, но область выделила лишь 230 миллионов. Поэтому в конкурсе победили немногие, в том числе Апатиты (получили 60 млн рублей на продолжение реконструкции дороги в Старых Апатитах). В 2015 году, по словам Дмитрия Соснина, шансы победить в конкурсе получат муниципалитеты, которые предложат большой процент софинансирования работ.
Не лучшим образом обстоят дела и на региональных дорогах, в частности — на дороге между Апатитами и Кировском. Как назвал ее начальник нашей ГИБДД Сергей Калугин — самая загруженная дорога в области, по ней ежедневно проезжает 21 тысяча автомобилей.
— Благодаря профилактической работе нам удалось по сравнению с прошлыми годами снизить уровень аварийности на этой дороге, — сказал Сергей Владимирович. — Но вопросов к ее состоянию по-прежнему много. До сих пор нет освещения, не заменили ограждения, нет разметки.
На новое освещение, по словам министра, денег в ближайшее время не будет. Устанавливать барьерные ограждения протяженностью три километра будут не ранее октября-ноября. Разметку обещают сделать раньше, в сентябре, но…
— Почему это не сделали раньше, еще в мае? — спросил чиновников начальник областного управления ГИБДД Александр Глебов. — Какой смысл в разметке накануне зимы, зачем закатывать деньги под снег?
Представители министерства признали, что конкурс в этом году затянули. То участников не было, то принимали новые заявки на конкурс. Так и лето прошло.
— Разметку все равно надо сделать, — сказал глава города Леонид Лукичев. — В сентябре и октябре в темное время суток она необходима.
Туристический центр?
Общение на заседании коллегии было информативным и жарким. Тон ему задавали не только строгие вопросы министра, но и мнения депутатов областной Думы.
— Почему не ремонтируете дороги во дворах, они же в ужасном состоянии?! — спрашивал Михаил Антропов.
На что Валентина Кологреева ответила, что управляющие компании были не готовы предоставить необходимые для этого документы.
— Мы уже сделали первые шаги в этом направлении — отремонтировали четыре межквартальных проезда. Надеюсь, со следующего года сможем начать ремонты во дворах, — сказала она.
Дмитрий Соснин же добавил, что область в этом — не помощник, муниципалитеты сами должны решать этот вопрос.
— Три года назад бывший министр транспорта назвал апатитские дороги самыми худшими в области, сейчас я вижу положительные изменения, — сказал депутат Олег Алексеев. — Но надо иметь в виду, что с открытием кресельного подъемника в Кировске поток туристов в наши города возрастет. Дороги, ведущие от вокзала, аэропорта, от “ленинградки” необходимо приводить в порядок! Они должны быть в приоритете у областного правительства.
Все замечания и предложения, в том числе по поводу неработающих фотовидеофиксаторов, участники совещания записали в протокол.