Высота 1054

Апатиты. В Хибинах на месте крушения самолета и гибели летчиков появился памятный знак

Место установки памятного знака - суровые и красивые горы. У курсантов клуба "Граница" и "Лидер" передышка.

В июле группа из двадцати человек отправилась в горы — не просто в поход, а чтобы воплотить мечту. От момента возникновения идеи до воплощения прошло почти полгода.Отличная идея

Рано утром 1 июля 15 подростков и пятеро взрослых возле ДОСААФ погрузились в машины и отправились в предгорье — за второй фабрикой они распределили между собой весь груз и отправились в путь. Семь километров от ущелья Шорохов с палатками, спальниками, сухим пайком, флягами под воду, цементом и арматурой за плечами.

— Мы планировали провести в горах пять дней, а уложились в три, — рассказал организатор этой экспедиции Алмаз Биктимеров. — Но это были нелегкие для ребят дни — подъем в горы с грузом требует выдержки. Да и погода внесла коррективы.

Биктимеров — сам не домосед и воспитанников своих в том же темпе держит. Он работает преподавателем-организатором ОБЖ в десятой школе, педагогом дополнительного образования в Доме творчества (руководит военно-патриотическим объединением “Кристалл”), организовал клуб “Лидер” в ДОСААФ.

— Мы проводили “Зарницу” для мальчишек пятых-шестых классов, — говорит Алмаз, — и в организации игры принял участие Алексей Чеботок. Он работает врачом, но в свободное от работы время — поисковик, участник  военно-патриотического клуба “Гвардеец”. От него я узнал историю о советском самолете в горах и подумал: отличная цель — сходить с мальчишками к месту катастрофы и увековечить память пилотов. Пошли, кстати, не только наши ребята, но и подростки из Ковдорского клуба “Граница” Олега Лежина.


Нашел случайно

До лета Алмаз Биктимеров собирал информацию о разбившемся самолете. Оказалось, что в последний свой полет истребитель-перехватчик Як-28П отправился в 1974 году с аэродрома под Мончегорском — шли учения 174-го печенгского авиационного истребительного полка. Через несколько минут самолет пропал с радаров. Его долго искали, но безрезультатно. На протяжении 38 лет  летчик Александр Ледяев и штурман Юрий Саенко считались без вести пропавшими…
А в 2011 году на перевале “Катастрофа Восточный” остатки самолета случайно обнаружил Алексей Чеботок — искал немецкий (в том районе их, говорят, даже два разбилось), а нашел крыло со звездами… Позднее нашли останки летчиков и в 2012 году, после экспертизы, похоронили в Мончегорске вблизи аэродрома.

— Возможно, самолет долго не могли найти потому, что большая его часть упала с уступа вниз, в ущелье, — предположил Алмаз Биктимеров. — А там почти всегда лежит снег — он и скрыл самолет.

Конечно, сейчас уже практически невозможно определить причину той катастрофы. Но то, что спустя столько лет летчики перестали быть пропавшими без вести и у родных появилась возможность их похоронить — большая удача. А теперь еще на высоте более тысячи метров появился и памятный знак.

— Табличку мы заказали заранее — формата А3, а как будет выглядеть знак, решили уже позже, — рассказал Алмаз. — Для этого и взяли с собой 50 килограммов цемента и арматуру — чтобы скрепить пирамиду из камней и остатков самолета.

Построение и салют

До базового лагеря у подножья перевала отряд добирался  около 10 часов, на месте были к вечеру. В тот же день провели пробный подъем не полной группой. Их предупредили, что возможна встреча с медведем, так что пришлось подготовиться, взяли с собой ракетницы и ружье. В лагере организовали круглосуточное дежурство и посты.
Утром следующего дня после подъема, зарядки и завтрака упаковались и стали подниматься на гору. Выбрали место для знака, укрепили арматуру и вокруг нее сложили и скрепили цементом камни и собранные части самолета. За водой пришлось ходить с флягами к ручью. А когда закрепили на пирамиде табличку — провели построение и устроили салют из охотничьих сигнальных ракетниц и фейерверков, которые ребята с собой прихватили.

— Погода в тот день стала портиться еще днем, — рассказал Алмаз Фрунзевич. — Начался дождь и сильный ветер. Ночевали экстремально — палатки почти сносило. Так что утром отправились обратно в город. У подножья нас ждал транспорт.

Участники экспедиции благодарны всем, кто помогал в подготовке и проведении. Дизайнерским фирмам “КМ” и “Новая реклама”, руководителям МГРЭ,  Дома творчества и десятой школы. Наверняка ребята этот поход запомнят на всю жизнь — впечатлений много! Ведь памятные вымпелы и грамоты им через несколько дней вручала жена погибшего штурмана Саенко — Людмила Васильевна.

— Мне задавали вопрос — “Кому это надо?”, — говорит Алмаз Биктимеров. — Прежде всего мальчишкам, которые пошли в экспедицию — это их решение. Может, с этого и начинается мужчина и защитник? А для меня было честью руководить и находиться в одном строю с ними.

Был такой самолет

Самолет Як-28П относился к специализированным перехватчикам третьего поколения. Он начал поступать на вооружение авиации ПВО в 1965 году и предназначался для уничтожения воздушных целей на малых и средних высотах, днем и ночью, в любых погодных условиях.
Самолет имел некоторые особенности и сложности в управлении как при взлете, так и при посадке. Однако курсо-глиссадная система позволяла проводить полеты в сложных метеоусловиях.
В кабине Як-28П располагались два члена экипажа — летчик и летчик-оператор. У последнего были точно такие же органы управления, как и у пилота. В принципе он мог управлять самолетом, но только до захода на посадку. С рабочего места оператора был очень ограниченный обзор. Он попросту не мог видеть, куда сажать машину.
На начальных периодах освоения самолета Як-28П унес немало жизней пилотов. Незнание особенностей управления самолетом и его аэродинамики нередко приводили к летным происшествиям и катастрофам.
Однако Як-28П прижился в авиаполках. Особенно хорошо он зарекомендовал себя на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и приграничных полках. Отказов от полетов на этом самолете у летного состава авиации противовоздушной обороны зафиксировано не было.
Як-28П был самой массовой модификацией самолета (больше 400 штук). Однако он официально на вооружение принят не был. В процессе серийного производства перехватчик модернизировали. Як-28П находился в эксплуатации больше двадцати лет только в СССР.

Это интересно(0)(0)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *