“Вы увидите фильмы о вещах, которые, как нам кажется, отличают северян от всех других людей в мире”, — предварил кинопоказ Игорь Шайтанов, один из организаторов “Tromsш International Film Festival”. И мы их увидели…
Мальчик впервые видит, что такое настоящая потеря… Девочка лицом к лицу сталкивается с бессмысленным насилием… Поп-звезда живет в лесу и питается отбросами… Мужчина встречает шестидесятилетие с любимой женой и ее странным подарком… Пожилая пара вспоминает, что такое секс… Вот о чем они были, “Скандинавские странности”.
Таков третий сборник из пяти короткометражек, показанных на международном кинофестивале в Тромсе. Фестивалю, кстати, уже 25-й год, и в маленьком Тромсе на кинопоказы продают по 60 тысяч билетов! В его программе есть и художественные, полнометражные картины, а вот с короткометражками приходит по 200 заявок, на фестиваль отбирают 80. А потом из нескольких работ создают полноценный показ — пять фильмов (финский, шведский и три норвежских) по времени уложились в стандартные полтора часа.
Апатиты стали вторым российским городом, где показали “Скандинавские странности”. Был Мурманск, потом — Петрозаводск, Архангельск, Санкт-Петербург и Москва. Удивительно, но апатитский зритель проявил активный интерес к нестандартному кино, билетов продали много (кстати, цена билета сто рублей — это взнос на благотворительные цели). Люди собрались разбирающиеся, готовые вникать и спрашивать, да что там — отличная публика, интеллектуальная, цвет города, словом!
Когда завершился показ, Игорь Шайтанов и режиссер документального фильма “Бегущий от реальности” Тронд Квиг Андреассен рассказывали о проекте и отвечали на вопросы зала.
— У вас отличные зрители, внимательные и отзывчивые. Это, поверьте, очень приятно! — говорил Игорь. — И мы убеждаемся — люди, живущие на Севере, но в разных странах, имеют много общего. Но вот смеемся мы, правда, в разных местах…
Тронд Квиг Адреассен заканчивает киношколу в Лиллехаммере. “Бегущий от реальности” — его первое учебное задание.
— Нам нужно было снять “Портрет человека”, и я обратился к лидеру группы “Sirkus Elliassen” Магнусу Элиассену. Мы с ним дружим. Когда я показал эту работу учителям, не всем понравилось. Сначала. А потом — всем!
Кто-то из зрителей спросил, смог бы сам Тронд, как и его герой, уйти в лес и питаться из мусорных контейнеров, режиссер ответил:
— Я очарован идеей пожить в лесу, но сам бы не стал — слишком я городской человек. А насчет помоек… В Норвегии люди выкидывают много хорошей еды, даже если она просрочена на день. Но мы с друзьями некоторое время уже собираем еду в мусорках и на деньги, сэкономленные на магазинах, профинансируем наш следующий фильм.
На этой реплике зал зааплодировал и возликовал. А на вопрос о том, не хотел бы Тронд снимать художественные фильмы, он ответил:
— Нет, я считаю, что документалистики должно быть больше. Ведь в жизни больше хороших историй.
Я спросила Игоря, почему из пяти режиссеров смог приехать лишь один?
— Дело в том, что в Скандинавии сейчас Пасха — это особенное время. К тому же многие попросту заняты — у кого съемка, у кого монтаж картины. Тронд, кстати, тоже монтирует новый фильм, но найти время, чтобы приехать в Россию, смог.
Что касается такого, нестандартного кино, то, безусловно, собрать зрителя тяжело. Но нам и не нужны аншлаги, мы просто хотим показывать некассовые фильмы тем, кто заинтересован, хотим приезжать и общаться. Мы были у вас, привозили “Гвоздь в сапоге” Калатозова. И приедем снова — есть идея показать знаменитую комедию Барнета “Дом на Трубной” в сопровождении “живой” музыки. Надеемся, что все мы соберемся в “Полярном” вновь.