Геолог по профессии, Людмила Сазыкина хорошо знала премудрости минералогии. Сегодня ее называют основателем художественного направления, известного как каменная крошка, или литопись.
Никаких рябинок
В ее литописных работах удивляют непривычно естественные, чистые цвета. А все потому, что при создании картин автор использовала только натуральные «каменные» краски. К примеру, черно-графитовый гематит, который при дроблении становится красным…
Людмила Борисовна уже много лет живет за границей, возраст не позволяет ей заниматься любимым делом. Но ее картины, собранные в экспозицию сотрудниками Кировского историко-краеведческого музея, как и прежде, передают энергию и мастерство художницы.
Всего на выставке 27 работ разных периодов, начиная с 1973 года, некоторые из частных коллекций. Я не увидела популярных нынче в литописи сюжетов, вроде рябинок со снегирями, Хибин зимой и северного сияния. Все тонко, органично и с большим художественным вкусом.
По словам сына, который также пришел на открытие выставки, Людмила Борисовна увлеклась каменной крошкой, когда он и сестра уехали учиться в вузы. Работая в Геологическом институте КФАН, она сотни раз делила минералы на части и разглядывала их в бинокуляре. Наверное, тогда и зародилась идея попробовать что-то сделать из такой красоты.
— До сих пор в гараже стоят ручная дробилка и ступка, где мама измельчала минералы, потом пропускала их через сито, отмывала от пыли, — рассказал Андрей Евгеньевич. — На небольшой участок будущей картины с помощью специального клея она насыпала нужную «краску». Стирать неудачный мазок приходилось с зубилом в руках. Такой вид искусства мама придумала сама и относилась к нему с большим трепетом.
Лубочные пейзажи
Большой ценитель минералов, один из которых даже назван ее именем — сазыкинаит, Людмила Борисовна использовала качества камней, как изобразительные средства. Это и зерна разного размера, и вариации цвета, блеска и прозрачности. Картины, выполненные в такой технике, не потеряют своих красок. Чего не скажешь о более современных работах, которые в большом количестве продают сейчас в магазинах и на выставках.
Марина Марочкина 14 лет преподает детям искусство литописи в кружке на Станции юных техников в Апатитах.
— Я уверена, что каменная крошка имеет большое будущее, — говорит Марина Николаевна. — Да, она не очень популярна в среде художников, нередко встречаешь работы, где вместо камней — стекло. Оно тоже имеет право на существование, просто не надо обманывать. Авторы мало знакомы с минералогией и редко интересуются этой наукой. В большей цене лубочные пейзажи, а не художественные варианты «крошки», и делают их, как говорится, на потребу…
Между тем у литописи есть большие возможности. Надеюсь, что появятся мастера, которые смогут поднять авторитет каменной крошки, как это делала Людмила Сазыкина.
Выставка будет открыта в музее до конца сентября.