Зубило вместо кисточки

Кировск. Открылась персональная выставка Людмилы Сазыкиной

“Памяти Владимира Высоцкого” - эта работа очень нравится художникам. Фото Жанны Яроцкой.Самая дорогая для Андрея картина на выставке - та, где мама изобразила его самого, 30 лет назад. Фото Жанны Яроцкой.Геолог по профессии, Людмила Сазыкина хорошо знала премудрости минералогии. Сегодня ее называют основателем художественного направления, известного как каменная крошка, или литопись.

 Никаких рябинок

 В ее литописных работах удивляют непривычно естественные, чистые цвета. А все потому, что при создании картин автор использовала только натуральные «каменные» краски. К примеру, черно-графитовый гематит, который при дроблении становится красным…

Людмила Борисовна уже много лет живет за границей, возраст не позволяет ей заниматься любимым делом. Но ее картины, собранные в экспозицию сотрудниками Кировского историко-краеведческого музея, как и прежде, передают энергию и мастерство художницы.

Всего на выставке 27 работ разных периодов, начиная с 1973 года, некоторые из частных коллекций. Я не увидела популярных нынче в литописи сюжетов, вроде рябинок со снегирями, Хибин зимой и северного сияния. Все тонко, органично и с большим художественным вкусом.

По словам сына, который также пришел на открытие выставки, Людмила Борисовна увлеклась каменной крошкой, когда он и сестра уехали учиться в вузы. Работая в Геологическом институте КФАН, она сотни раз делила минералы на части и разглядывала их в бинокуляре. Наверное, тогда и зародилась идея попробовать что-то сделать из такой красоты.

— До сих пор в гараже стоят ручная дробилка и ступка, где мама измельчала минералы, потом пропускала их через сито, отмывала от пыли, — рассказал Андрей Евгеньевич. — На небольшой участок будущей картины с помощью специального клея она насыпала нужную «краску». Стирать неудачный мазок приходилось с зубилом в руках. Такой вид искусства мама придумала сама и относилась к нему с большим трепетом.

 Лубочные пейзажи

 Большой ценитель минералов, один из которых даже назван ее именем — сазыкинаит, Людмила Борисовна использовала качества камней, как изобразительные средства. Это и зерна разного размера, и вариации цвета, блеска и прозрачности. Картины, выполненные в такой технике, не потеряют своих красок. Чего не скажешь о более современных работах, которые в большом количестве продают сейчас в магазинах и на выставках.

Марина Марочкина 14 лет преподает детям искусство литописи в кружке на Станции юных техников в Апатитах.

— Я уверена, что каменная крошка имеет большое будущее, — говорит Марина Николаевна. — Да, она не очень популярна в среде художников, нередко встречаешь работы, где вместо камней — стекло. Оно тоже имеет право на существование, просто не надо обманывать. Авторы мало знакомы с минералогией и редко интересуются этой наукой. В большей цене лубочные пейзажи, а не художественные варианты «крошки», и делают их, как говорится, на потребу…

Между тем у литописи есть большие возможности. Надеюсь, что появятся мастера, которые смогут поднять авторитет каменной крошки, как это делала Людмила Сазыкина.

Выставка будет открыта в музее до конца сентября.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *