Ой-е-ей, какой был спектакль! Давно таких не видела, точнее — никогда. Чтобы два с половиной часа на одном дыхании и артист, и зрители — без перерывов, без групп поддержки…
Самовыражение
Он, как фокусник, мгновенно и непредсказуемо весь спектакль переключал эмоции людей: от грусти к хохоту до слез, от тревоги к спокойному размышлению, и — снова в хохот. Смеялся, грустил, читал стихи, шутил, пел, анекдоты рассказывал и даже танцевал — все о любви!
Стихи, как признался сам Максим, он любил всегда — с детства множество их знал и читал. В своем спектакле “вживался” в слог Пастернака, Высоцкого, Маяковского — мастерски, вкусно, захватывая внимание полностью. Я поймала себя на мысли, что впервые с удовольствием слушаю Маяковского — Аверин заставил!
И еще одно сильное впечатление: артист пел “вживую”, при этом активно двигался, в том числе и по зрительному залу. Мало кто из эстрадных звезд решается на такое.
Если честно, мне и до этой встречи Аверин импонировал, хотя я видела его лишь в двух ролях — врача и мента. Не могу судить, насколько точен был в них Максим, но то, что он — мастер эмоций, совершенно бесспорно. Его моноспектакль лишь усилил впечатление. Причем режиссер всего этого действия — он сам. Содержание, свет, звук, тексты — его рук дело. Как говорит сам Максим, этот спектакль — его способ самовыражения.
Поддался судьбе
Хотя ролями в театре и кино он не обделен. С тех пор, как в 1982 году шестилетнего Максима заметил на съемочной площадке режиссер фильма “Похождения графа Невзорова” и сказал: “Мальчик, танцуй!” Через три года после этого состоялся его дебют в спектакле Театра миниатюр.
— Стихи я читал, сколько себя помню, и получал от этого удовольствие, — рассказал Максим Аверин, — поэтому и в моноспектакле их много.
В 1997 году Аверин окончил Щукинское училище, и его сразу позвал в свой театр Константин Райкин.
— Максим, а почему Вы пошли именно в “Сатирикон”?
— В 20 лет надо было обязательно попасть к мастеру, который сделал бы из тебя артиста. Я просто интуитивно поддался судьбе, так что Райкин и “Сатирикон” стали “моими университетами”.
— Бывает ощущение после выступления, что что-то сделал не так?
— Я очень самокритичный человек и точно знаю, что повторить, переиграть — невозможно. Поэтому всегда выкладываюсь.
— А отдыхаете как? Все-таки два с половиной часа беспрерывного активного действия — это тяжело.
— А я не устаю. Я настолько люблю эту работу, что это скорее удовольствие. А последнее время могу после спектакля еще и в спортзал пойти — надо держать себя в форме.
“Не уставал” Максим Аверин в своем спектакле “Все начинается с любви” уже около 150 раз — именно столько он выходил с ним на сцену. Его гастрольный график впечатляет: только в марте — города Белоруссии, Прибалтики, Удомля, Мурманск. После Апатитов — Белгород, Курск, Омск, Нью-Йорк. А между поездками — спектакли в составе театральной компании “Свободная сцена”…
Роли главные и важные
Свою профессию Максим Аверин выбрал сознательно и без сомнений.
— Тут все просто: если сможешь без этого жить — не занимайся этим. А я с детства знал, что не смогу.
— Слава после главных ролей в сериалах Вас изменила?
— В какой-то степени. Я научился прощать и относиться к некоторым вещам спокойнее. Вообще из-за славы прошел много испытаний, это очень тяжело. Особенно — первые публикации в различной прессе. Читал и с ужасом думал: “Мама это увидит! Как она это перенесет?”
Популярным актером Максима Аверина сделала роль в сериале “Глухарь”. Он, кстати, не считает ее самой удачной в своем творчестве и, похоже, не очень любит эту тему.
Первая взрослая роль в кино у Максима была в 1998 году в фильме “Любовь зла”. Затем их было множество — в театре и в кино, эпизодические и главные. Есть и награды: приз “Серебряная подкова”, премия Правительства РФ, театральная “Чайка-2006”, две премии за роль Глухарева. В прошлом году Максим снялся еще в двух фильмах — “Чарли” и “Куприн”.
— Я давно перестал тереть всякие нужные места и загадывать желания, — говорит Аверин. — Бог и так был всегда щедр ко мне. Я ничего не прошу у него — просто каждый день говорю спасибо. И работаю.