Новую программу организации капремонта многоквартирных домов еще не утвердили, но собственникам жилья предлагают готовиться уже сейчас.
Дорабатывают
Чтобы объяснить работникам управляющих компаний, ТСЖ и просто жителям, каким образом, с вступлением в силу новой программы, будут собирать деньги на ремонт домов, — в четверг в администрации города выступили представители некоммерческого фонда.
Для тех, кто еще не знает, объясню: деньги на софинансирование капитальных ремонтов многоквартирных домов государство больше давать не будет. Ну, разве что в областных бюджетах станут закладывать какие-то суммы (гораздо менее значительные, чем раньше) для поддержки программы. Теперь собственники жилья сами должны накопить деньги, то есть к коммунальным платежам прибавится еще один платеж — на капремонт.
Апатиты с 2009 по 2012 год, пока действовали региональные программы капитального ремонта, шесть раз в них участвовали. За это время удалось частично отремонтировать 75 домов, на что потратили более 284 млн рублей.
Новая программа была готова еще в конце прошлого года, но ее не приняли — отложили на доработку. Но поскольку она создавалась в соответствии с требованиями Жилищного кодекса, ее старт — дело времени. Сейчас программу дорабатывают и, возможно, уже в конце марта утвердят. А пока решением областного правительства и за счет областных бюджетов создана некоммерческая организация — “Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области”.
Фонд
Генеральный директор фонда Николай Бережной подробно рассказал всем, кто пришел на встречу, о том, для чего создана организация, как будет действовать программа, что уже сейчас нужно предпринять собственникам жилья и управляющим компаниям. Заметил, что для работы фонда очень важно “знать ваши проблемы, чтобы потом над ними работать”. Для этого представители организации проводят семинары во всех городах области.
Сам фонд создан (учредитель — Министерство энергетики и ЖКХ) для того, чтобы аккумулировать взносы собственников жилья, открывать счета, выполнять техзадания, финансировать расходы на капремонт. И выступать гарантом перед кредитными организациями, если будут использоваться кредиты на капремонт, а также взаимодействовать с местными властями и УК. Фонд берет на себя обязанности учета начисленных, уплаченных взносов и задолженностей. Счета на капремонт защищены законом — деньги с них могут перечисляться только на оплату работ по капремонтам.
Фонд будет работать с жильцами тех домов, ТСЖ или УК, кто решит воспользоваться его услугами и снять с себя заботы об открытии счета, проведении конкурсов, поиске подрядчиков и расчете с ними. Оговорюсь, штат фонда (сейчас это 11 человек) получает зарплату не из средств фонда, их работу оплачивает бюджет области. То есть никаких отчислений из “копилки” в этом плане не будет.
Программа
Итак, обновленный Жилищный кодекс требует, чтобы уже с 2014 года все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах (МКД) начали формировать фонды капремонта.
Правительство области разрабатывет программу с учетом всех МКД области, кроме аварийных и на снос. А также создает регионального оператора (фонд).
Оператор у нас в области есть, программа вот-вот появится. В ней будет перечень домов, перечень работ по капитальному ремонту, обозначен плановый год проведения капремонта по каждому дому. Программа будет регулироваться и сможет меняться в деталях каждый год. Основаниями для изменений могут стать корректировка перечня работ по капремонту дома, изменение сроков ремонта (по решению собственников), а также выбытие или появление отдельных домов.
Программа формируется на 30 лет — предполагается, что за этот срок все дома в области можно будет привести в порядок. А в связи с появлением новых домов возможно ее продление. У работников коммунального хозяйства города, кстати, это предположение вызвало большие сомнения — слишком долго дома не ремонтировали вообще, и вряд ли людям, без весомой поддержки государства, удастся быстро накопить деньги.
Органы местного самоуправления должны разработать краткосрочные (до трех лет) планы реализации программы для своих муниципалитетов.
Первый этап
Хотя у собственников жилья будет время на “раскачку” — восемь месяцев с момента опубликования программы, — задуматься и выбрать способы формирования фонда дома надо уже сейчас. Выбор небольшой, но есть.
Каждому собственнику (за нанимателей будет платить муниципалитет) предстоит ежемесячно платить взнос на капремонт обшего имущества дома из расчета на один квадратный метр его жилья. Минимальный размер этого взноса будет обозначен в программе (возможно, у каждого города он будет свой), но на общем собрании собственники могут установить свой, превышающий минимальный. За несвоевременную оплату, кстати, начисляют пени — они поступают в ту же “копилку”. А если у дома есть доходы от использования общего имущества (аренда помещения, реклама на доме и прочее), эти средства решением общего собрания тоже можно направить в фонд.
Если собственники решают на собрании формировать фонд своего дома с помощью регионального оператора, то все организационные моменты оператор берет на себя, и взносы поступают на его счет.
Можно также перечислять взносы на специальный счет, который откроет по решению собрания, например, председатель ТСЖ. В этом случае заниматься контролем платежей, должниками, поиском подрядчиков и прочим придется самим.
Список кредитных организаций еще не определен — сколько и какие банки станут участвовать в программе, пока неизвестно.
В любом случае распоряжаться собранными средствами собственники смогут только по решению общего собрания, провести которое возможно как очным, так и заочным способом. И только на цели, связанные с капремонтом.
Если же за восемь месяцев дом не сможет собраться и решить эти вопросы, то за него будет решать муниципалитет — автоматически передаст право формирования фонда региональному оператору. Который и будет впоследствии присылать жильцам квитанции для оплаты взноса.
Примеры
Представители регионального оператора рассказали обо всех этапах работы программы и затронули множество нюансов. Например, о праве нового владельца квартиры, если она продана через какое-то время после начала уплаты взносов старым владельцем — эти средства не возвращаются, а учитываются в пользу нового хозяина квартиры. Также о контроле за состоянием спецсчетов, о роли Госжилинспекции области и о том, кто контролирует деятельность самого оператора. И привели несколько примерных расчетов и предложений от муниципалитетов на минимальный взнос — от трех рублей и выше. Так, Апатиты предложили сделать взнос — 7 рублей 90 копеек за один квадратный метр. Рассчитать каждому свой платеж в таком случае нетрудно — умножить общую площадь квартиры на взнос.
Был пример и приблизительной стоимости капремонта дома — в зависимости от серии и старости. Например, пятиэтажный восьмиподъездный панельный дом (1976 года) с электроплитами можно привести в порядок за 17-18 миллионов рублей. А уж возможности собственников скопить такие деньги будут зависеть от того, насколько активно они станут это делать.
Вопросы-ответы
Слушатели семинара стали задавать вопросы. Часть из них — уточняющие, а часть — конкретные по возможным ситуациям.
Например, как будут распределять между домами бюджетные вливания? Эту тему гендиректор фонда затрагивал в выступлении, но всем хотелось конкретики. Оказалось, предполагается некая очередность такой помощи — дома рассортируют в зависимости от начала эксплуатации, степени износа и уже сделанных ремонтов.
Пришлось также пояснять, что люди, которые получают субсидии на оплату коммунальных платежей — то есть изначально не способные самостоятельно их оплачивать, скорее всего, будут получать помощь и в этом. Муниципалитетам придется закладывать необходимые средства в бюджете.
Немного размытым получился ответ на вопрос Руфата Байрамова — действия фонда в случае, если подрядчик (как это часто бывает) начнет ремонт и исчезнет, бросив все? Николай Бережной заверил, что “фонд несет ответственность”, но вот каким образом? Взыскивать через суд с подрядчика аванс в наказание за недоделанную работу — это, конечно, хорошо. Но кто доделывать будет, пока суды идут, особенно, если кровля вскрыта?
Есть в Апатитах и еще одна проблема, которая вполне может стать камнем преткновения, когда дело дойдет до капремонтов — бомбоубежища. Оказывается, определить собственников этих подвальных помещений не могут несколько лет. Они не принадлежат ни МЧС, ни городу и не входят в общее имущество дома… Правда, Павел Чуфырев, заместитель председателя Совета депутатов, пояснил, что, по их данным, бомбоубежища принадлежат области. Но почему-то этой проблемой — переоформить их, например, на город и сдавать в аренду — никто не занимается. Хотя, возможно, до начала действия программы городские власти что-нибудь и предпримут.
Всю информацию о программе капремонтов, о всех ее этапах можно получить на сайте “Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области” — www.fkrmo.ru
Категорически платить не буду. Очередная кормушка для чиновников.Через 5 лет в нашем городе половина домов развалится с такими управленцами в администрации.Все подряды выигрываются кто больше откатит.Ни один дом в городе который ремонтировали без гемороя не сдали.