Просто живу и отдыхаю,

…В отделении для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации, провели анкетирование. В том числе ребята отвечали на вопрос “Что такое свободное время?”. Вот некоторые их ответы: “Не знаю — просто живу и отдыхаю”, “Это когда у тебя нет никаких дел и ты гуляешь”, “Это когда надо отдыхать или заняться чем-либо”, “Когда ты можешь тратить время на себя, например, гулять с друзьями или сидеть в Интернете”, “Это время, когда можно расслабиться и почувствовать себя свободным, можно отвлечься на свои личные проблемы”. А на вопрос: “Что бы ты сделал, если бы тебе все было позволено?” — наиболее популярным стал ответ — не ходил бы в школу. Другие варианты: целый день лазил бы в компьютере, спал, бродил с друзьями по городу, гулял, играл…
Современная безнадзорность — это не отсутствие материальной заботы о подростке. Это отсутствие интереса к его духовной жизни, мыслям, чувствам, а следовательно, к его поступкам и занятости.
Подростки все больше свободного времени проводят со сверстниками. Причиной они называют не возросшую привлекательность дружеских групп и компаний, а отсутствие внимания и заботы со стороны родителей. Семья несет моральную и правовую ответственность за нравственное развитие и воспитание детей, но зачастую ей не хватает для этого необходимых ресурсов.
Как показывает практика, в отделение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Апатитского КЦСОН поступают дети, запущенные педагогически, с поверхностными интересами, увлечениями развлекательного характера. Индивидуальные беседы, диагностика и коррекция, к сожалению, подтверждают нежелание детей и подростков заняться интересным делом, записаться в какой-либо кружок и так далее.
К сожалению, далеко не все используют свободное время плодотворно. У многих подростков интересы крайне однообразны и примитивны. Именно поэтому обучение детей организации свободного времени, вовлечение в продуктивные виды деятельности, организация досуга — одни из приоритетных направлений в работе специалистов нашего учреждения.
Спектр деятельности широк. Чем разнообразнее мероприятия, тем больше вероятности, что ребенок чем-то заинтересуется. Наиболее эффективными и популярными у ребят стали занятия в конно-спортивном клубе “Фортуна”, где они учатся ухаживать за животными, получают знания о них, приобретают навыки верховой езды. В “живом уголке” Дома детского творчества ребята помогают убирать клетки, кормить животных и узнают много нового об окружающем мире. Развиваются любознательность, познавательная активность, трудолюбие и ответственность. Анималотерапия — один из нетрадиционных методов, но он дает огромный эффект и отличные результаты в реабилитационно-коррекционных мероприятиях.
Арт-терапия привлекает детей участвовать в театрализованной деятельности. С представлениями они выступают в детских садах, изучают новые методы и технологии дизайна, участвуют в выставках творческих работ не только городского, областного и регионального уровней, но и становятся лауреатами международных конкурсов.
В “Клубе общения” на базе филиала библиотеки №2 проходят занятия на разные темы, творческие встречи с интересными людьми. Дети приобретают навык общения, умение вести диалог.
Одним из новых увлечений стало посещение военно-патриотического клуба “Полярные волки”. Занятия в клубе развивают физические навыки, воспитывают организованность, дисциплинированность, развивают волевые качества, смелость, самообладание, решительность.
С 2014 года начались встречи с настоятелем прихода церкви Новомучеников и Исповедников Российских в Апатитах. В этих беседах ребята получают информацию о добре и зле, справедливости. Это способствует формированию нравственных и духовных ценностей.
Также наши воспитанники — постоянные участники городских мероприятий. Мы бываем на выставках в салоне “Салма”, библиотеке-музее имени Гладиной, на театрализованных и цирковых представлениях, концертных программах, фестивалях и конкурсах. Мы — постоянные посетители музея Кольского научного центра. Бываем на экскурсиях в “Снежной деревне”, в Ботаническом саду, выезжаем на базу отдыха “Яуренс”. А вечером, в свободное от уроков время, и в выходные дни дети занимаются с педагогами в отделении тестопластикой, экотерапией, декоративно-прикладным искусством.
Мы, взрослые, требуем от подрастающего человека ответственного отношения к труду, учебе, а вот отдыхать почти не учим. Может быть, потому, что сами не умеем? По этой причине в отделении стали традиционными “Дни открытых дверей” — приглашаем родителей и обучаем их навыкам совместного с детьми отдыха. Ребята готовят представления, номера художественной самодеятельности, а воспитатели проводят мастер-классы. Рассказывают, какую поделку можно сделать вместе с ребенком или как организовать домашний праздник, чтобы он запомнился ребенку и стал для него настоящим событием. Кстати, праздник может стать для ребенка и настоящей школой общения. Где еще человеку чувствовать себя легко и раскованно, проявлять выдумку, инициативу, как не среди самых близких людей?
Приобщение ребят к интересной, полезной и продуктивной деятельности в свободное время решит проблему пустого времяпрепровождения и бродяжничества. И было бы очень хорошо, чтобы родители чаще интересовались увлечениями детей и держали на контроле их занятость. Ведь именно свободное время “лепит” творческую индивидуальность ребенка.

Социальный педагог ОННСР
Галина Козодаева, Апатиты.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *