Еще недавно я мало что понимала в нефтегазовой промышленности, а «Статойл» ассоциировался лишь с заправкой в Апатитах. Но недавно проехала по Норвегии, от северного Хаммерфеста до южного Ставангера, побывала на заводе по сжижению газа и в главном офисе концерна, встретилась со специалистами… И теперь понимаю, почему маленькой стране удалось добиться такого авторитета в этой отрасли.
Уборка острова
В этом году Норвегия отметит сорок лет с момента открытия первого нефтегазового месторождения. Тогда, в 1969 году, у норвежцев не было никакого опыта в освоении шельфа, и пришлось приглашать американцев и англичан. Сегодня они обладают самыми высокими технологиями в развитии нефтегазовой промышленности, внедряют невероятные по масштабам проекты.
Один из них — самый северный в Европе завод по сжижению газа компании «СтатойлГидро», расположенный рядом с Хаммерфестом. В 2002 году эта компания выкупила у государства островок Мелкойя. Только на расчистку безлюдного острова потребовалось 250 миллионов долларов. По морскому дну на глубине 60 метров проложили тоннель, соединяющий остров с материком. Длина тоннеля — 2400 метров. А сам огромный промышленный объект, в неразобранном состоянии, доставили из испанского порта на судне специальной конструкции.
Завод по производству и экспорту природного газа построили после того, как нашли в 140 километрах от побережья огромное месторождение, названное Белоснежка, или Сневит. Норвежцы очень гордятся этим газодобывающим комплексом, который бьет рекорды, являясь вторым по величине после Штокмановского шельфа в Баренцевом море. Здесь, по дну моря, пробурены скважины на глубине 300 метров, проложен самый длинный в мире трубопровод к заводу — 143 километра! Сжиженный газ везут в Англию и Америку на танкерах.
За последние годы маленький городок Хаммерфест благодаря Белоснежке получил 600 новых рабочих мест, развитие инфраструктуры, бурное строительство и финансовое благополучие. Молодежь, которая прежде хотела переехать отсюда поюжнее, стремится связать свою профессию с нефтью и газом, безработицы практически нет, население растет. В Хаммерфесте планируют построить современный аэропорт, взлетная полоса которого будет проложена прямо в море. Такие сложности связаны с сезонным движением оленей, а этот факт надо учитывать…
Большое будущее
Уникальный опыт и все ноу-хау Сневита планируют использовать при разработке Штокмановского месторождения. Оно находится в 600 км к северо-востоку от Мурманска, на глубине 350 метров. Его запасы потрясают — до 3,8 триллиона кубометров газа.
Но в России нефть и газ на 98 процентов добывают на материке, а технологиями морских разработок владеют северные соседи. Поэтому «СтатойлГидро» совместно с французской фирмой «Тоталь» и «Газпромом» примет участие в первой фазе разработки месторождения в Баренцевом море. В прошлом году создали специальную компанию, в капитале которой 24 процента принадлежат норвежцам, четверть — французам и 51 процент — «Газпрому».
Бенедикт Хенриксен, директор производственных связей концерна «СтатойлГидро», при встрече в главном офисе компании не скрывал своего удовлетворения по этому поводу. Ведь участие «Статойла» в разработке арктического шельфа имеет стратегическое значение и долгосрочную перспективу для Норвегии и для России.
Есть работа, нет визы
О взаимном сотрудничестве в развитии и освоении северных территорий журналистам рассказывали и в министерстве иностранных дел Норвегии, и в парламенте. Советник МИД Бьерн Туре Гудал сообщил, что рассматривается вопрос об упрощении визового режима для жителей севера обеих стран, правда, о сроках сказать не смог.
В Норвегии, как и во многих других европейских государствах, не хватает рабочих, водителей общественного транспорта, строителей. Но получить рабочую визу россиянину очень сложно, хотя желающих много: средняя зарплата в стране — примерно четыре тысячи евро. В прошлом году только 277 россиян смогли поработать в Норвегии. Для сравнения — 40 тысяч поляков трудились в 2008 году на благо королевства. А все потому, что Польша вошла в состав ЕС…
Инвестиции в Штокмановское месторождение, по официальным данным, составляют сегодня уже 20 миллиардов долларов. И, по оценке специалистов, это не конечная цифра. А газоконденсатный завод в поселке Териберка планируют запустить к 2014 году. Но будем ли мы, жители Мурманской области, жить после этого лучше, неизвестно.