Несмотря на начавшуюся реформу Российской академии наук, эффективно осваивать Арктическую зону будет невозможно без участия наших, северных ученых. Так считает главный ученый секретарь КНЦ РАН Анатолий Виноградов. 30 января на пресс-конференции он предложил коллегам “открыть тайные мысли широкой аудитории”.
Все для стратегии
В пресс-конференции приняли участие представители разных институтов и научных подразделений КНЦ РАН. Подводили итоги работы за год. Анатолий Виноградов со свойственным ему красноречием призвал докладчиков кратко, но емко излагать суть проделанной научной работы, чтобы городская общественность в очередной раз убедилась в важности и необходимости существования КНЦ РАН. Чувствовалось, что северные ученые до сих пор не отошли от шока, вызванного попыткой правительства реорганизовать РАН. В сентябре 2013 года сотрудники КНЦ выходили на митинг против этой реформы.
— Мы прожили трудный год, недаром он был 2013-м, — сказал Анатолий Виногрдов. — Много событий произошло. Одно из самых главных: в январе прошлого года Владимир Путин утвердил стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года. С Арктикой связано будущее нашей страны. Главная задача — повернуть Россию лицом к Арктике. Реализация трети пунктов утвержденной стратегии будет происходить при прямом участии нашего научного центра.
Насколько известно, помимо всего прочего, стратегия предусматривает эффективную разработку месторождений хрома, марганца, олова, глинозема, урана, титана, цинка на островах Северного Ледовитого океана, Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, коренных золоторудных месторождений восточных районов Арктической зоны РФ на основе крупных инвестиционных проектов.
Правительство планирует воплощать стратегию развития в два этапа. Первый будет идти до 2015 года. И поэтому все доклады ученых на январской пресс-конференции были “привязаны” к северной тематике.
Международный журнал
В прошлом году в стране активно обсуждали проект закона об Арктической зоне России. В начальной редакции документа предполагалось, что эта зона будет включать лишь 50 километров территорий, прилегающих к побережью северных морей. В том числе лишь часть Кольского полуострова. Но позже разработчики законопроекта учли мнение общественности, а также ученых.
— Мурманскую область мы отстояли, — говорит главный научный сотрудник Института экономических проблем, доктор наук Владимир Селин, который участвовал в ноябре прошлого года в заседании Совета Федерации, где обсуждали районирование Арктики. — Несмотря на то, что “тело” Арктики на сегодня до конца не определено, наша область полностью вошла в эту зону. Второй, важный для нас вопрос — статус Севера. К сожалению, уже десять лет слово “Арктика” идет не вместе, а вместо слова “Север”. Последнее исчезает из разговоров и документов. Это неправильно. Нельзя оставить Арктику без Севера. Север — это уже достаточно развитый промышленный комплекс, и, развивая перспективную Арктику, государство не должно забывать о Севере. Мы боремся за финансирование Мурманской области и силами нашего института будем доказывать необходимость этого на всех уровнях власти.
Арктика объединяет территории разных стран, и все они имеют там свой экономический интерес. Темы развития, в том числе и Арктической зоны, планирует освещать новый международный журнал, учредителями которого выступили три научные организации из стран-членов “Баренц-региона”: Арктик-центр университета Лапландии (Рованиеми, Финляндия), Баренц-институт университета Тромсе (Киркенес, Норвегия) и наш Институт экономических проблем имени Геннадия Лузина.
— В прошлом году международная общественная организация “Баренц-регион” отметила 20-летие, — говорит кандидат экономических наук Лариса Рябова. — Сотрудничество в “Баренц-регионе” широко признано в мире как один из примеров наиболее успешного трансграничного взаимодействия в Арктике с участием России. Но до сих пор не существовало международного научного журнала, обращенного к европейской Арктике. Потребность в таком журнале обусловлена быстрым развитием БЕАР и растущим интересом к Арктике во всем мире.
Теперь такой журнал будет, финансирует его программа “Коларктик ИЕСП-ПС”. Выходить он будет дважды в год в электронной и печатной версиях на английском языке. Первый номер обещают уже в феврале. По словам Ларисы Рябовой, журнал будет полезен не только ученым и студентам, но и представителям органов власти, бизнеса, общественным организациям и всем неравнодушным к Арктике людям.
Пионерские идеи
Об экологии, в связи с дальнейшим усилением природопользования, на пресс-конференции говорил директор Института проблем промышленной экологии Севера Владимир Маслобоев. Борьба с нефтезагрязнениями и загрязнениями поверхностных вод нитратами была одной из главных задач, над которой работали в прошлом году наши ученые. Есть положительные результаты — как в Институте экологии, так и в ПАБСИ. Пионерской назвал Анатолий Виноградов инновационную технологию очистки сточных карьерных вод от минеральных соединений азота, разработанную специалистами Ботсада.
О прошлогодних наработках рассказывали также представители Горного и Геологического институтов. Говорили о промышленной технологии извлечения редкоземельных материалов, о новых реагентах и реагентных режимах, технологиях и оборудовании, которые направлены на осуществление экологической стратегии развития горнодобывающей отрасли. За эту стратегию авторский коллектив Горного института признан победителем конкурса монографий и научных трудов, направленных на социально-экономическое инновационное развитие Мурманской области.
Доктор технических наук, заместитель директора Института химии Анатолий Николаев рассказал о морозостойкой стали и особо прочных сварочных материалах, которые также могут быть использованы при освоении Арктики.
— Открыт путь к созданию нового класса материалов — нанопористых порошков тугоплавких металлов с рекордной в мире (80 м2 на грамм при насыпной плотности 1,2 грамма на см3) удельной поверхностью, — сказал Анатолий Иванович. — Я бы назвал это мировой разработкой года. Кроме того, наш институт предложил и испытал в промышленных условиях способ повышения качества электродов и сварочных флюсов за счет использования композитных материалов на основе минералов Кольского полуострова. Осталось довести все это до промышленного производства.
Показательный год
Развитие арктического туризма, ветроэнергетики, информационных технологий и даже озеленение — все это также входит в круг профессиональных интересов северных ученых. Потенциал, по словам Анатолия Виноградова, у Кольского научного центра по-прежнему большой. Почему же далеко не все его наработки государство использует? На этот вопрос ответ очевиден: у страны нет на все денег. Так почему же тогда государство затеяло реформу науки? Почему усомнилось в эффективности работы ученых, вместо того чтобы восстанавливать опытную инфраструктуру и производства? Сотрудники КНЦ РАН на этот вопрос не знают ответа.
— Общественность нас поддержала, и на год нас оставили в покое, — сказал Анатолий Виноградов. — Президент сказал, никаких преобразований пока не проводить. Во всем разобраться и доложить. Так что, у нас есть еще год, чтобы доказать важность и необходимость Академии наук для страны.
Почему усомнилось в эффективности работы ученых? Так потому, что в ней полно дармоедов и пожизненных стипендиатов (академиков и член-корров)… нигде в мире такого больше нет и результативность гораздо выше.