Москва провожала меня ярким солнцем и воробьями, купающимися в лужах. Заполярье встретило снежными сугробами, достигающими на автобусных остановках высоты табло с номерами маршрутов. Страна Лапландия, царство Снежной Королевы. Говорят, здесь есть станция, которая так и называется — Лапландия. Может быть, поэтому местные жители напомнили мне Кея и Герду, и показалось, что здесь, как нигде, много голубоглазых людей.
Самолет прилетел на полчаса раньше положенного(!) и, не дождавшись встречающих, я взяла такси. Разговоры с таксистами во всех городах одинаковые — бензин дорогой, дороги плохие. За дорогу до гостиницы «Аметист» с меня взяли 25 рублей. «Гостеприимный Север», — подумала я, прикинув, что в Москве за это же расстояние пришлось бы выложить гораздо больше.
В «Аметисте» обосновалось учебно-спортивное предприятие с одноименным названием. В кабинете генерального директора Рябченко не умолкает телефон и полно посетителей. Мы договариваемся о встрече для интервью:
— Александр Анатольевич, приходите ко мне вечером в номер, побеседуем.
— Да что вы, если я поднимусь в гостинице выше первого этажа!..
Я вспомнила, что приехала в провинцию.
В Апатитах находится гора с экзотическим для русскоязычного человека названием Тахтарвумчорр. Ее природное расположение чрезвычайно благоприятно — здесь нет ветров, много солнца и очень долго держится снег. Здесь нет лавиноопасных участков, чище снег, ведь Апатиты топятся углем, а не мазутом, как Кировск. Гора Тахтарвумчорр проходила международную экспертизу, и специалисты сделали вывод, что ее склоны отвечают всем олимпийским требованиям. Здесь можно проводить слалом, супергигант, гигант, катание с профилями склонов до 30 градусов и протяженностью до 4 километров. Это великолепное место обустроено самой природой для горнолыжного отдыха и спорта. Уже к концу этого года такое станет возможным. Учебно-спортивное предприятие «Аметист» к лету построит дорогу и установит 4 подъемника, будут здесь и кафе, шашлычная, киоски, пункт проката и камера хранения. Словом все, что необходимо для нормального отдыха.
— А цены?
— В первую очередь мы заинтересованы в местных жителях — хотим ввести льготные абонементы для земляков, чтобы оборудование не простаивало. Это будет по карману местным жителям и выгодно нам.
За семьдесят лет тоталитарного режима мы, наконец, поняли, что монополия — это плохо, а конкуренция — хорошо, потому, что в результате выигрывает клиент, то есть мы с вами. Индустрия туризма в нашей стране находится в зачаточном состоянии, поэтому вряд ли новый курорт в Апатитах составит серьезную конкуренцию Кировску, Бакуриани, Чегету и другим, ведь, словосочетание «советский сервис» стало нарицательным, как образец необязательности, грубости, пренебрежения интересами туристов. Так пожелаем же новым предпринимателям побыстрее встать на ноги и попрочнее стоять на них, чтобы сделать наш отдых чуточку лучше и, может быть. Немного дешевле.
Галина Хальзова, корреспондент газеты «Московская правда», специально для «ДД».