Кто выиграет, кто проиграет?

Опубликованная программа приватизации вызвала довольно бурную реакцию. Многие только теперь узнали, что закон не дает никакого преимущества при выкупе предприятий трудовым коллективам, не дает возможности купить что-либо в кредит или взять в аренду с правом последующего выкупа. Грубо говоря, схема такова: приноси деньги, как можно больше, и забирай. Просто? Но эта простота как раз и пугает…

В связи с этим предлагаем вашему вниманию небольшую беседу с главой администрации г. Апатиты Е. Вайнштейном.

— Евгений Александро­вич, возможно, что большин­ству горожан безразлично, кто купит сегодня предло­женные к продаже магази­ны и другие предприятия — местные жители или заез­жие гости. Но все же обид­но за северян: жили-жили, работали-работали, а хозяе­вами в своем городе стать не могут…

— Да, чужие для вас лю­ди вполне могут покупать наши предприятия. Таков закон. Однако это еще не значит, что так оно и про­изойдет. В законе есть мас­са подводных камней, все будет делаться не с бухты-барахты. Многое будет зави­сеть от плана приватизации, от комиссии. Точно знаю, что в рамках закона мы поста­раемся соблюсти интересы местного населения.

— Говорят, что у нас живут южане, которые толь­ко и ждут начала торгов. Возможно, здесь и домыслы, но я лично знаком с ребя­тами из солнечного Узбеки­стана, которые еще осенью пытались купить в Мурман­ске один из ресторанов. Са­мо по себе это не страшно — узбеки так узбеки, лишь бы хозяева хорошие были. С другой стороны — все же наряги, до самого Севера дела им немного. Коллектив ресторана воспротивился та­ким покупателям. Тогда ре­бята стали действовать че­рез подставных лиц, через местных…

— Я тоже затрудняюсь вот так сразу осудить или одобрить это, но подобные ситуации возможны. Нужно будет смотреть каждый кон­кретный случай. А возмож­ны и другие варианты. Ког­да два покупателя будут до­говариваться между собой — изображать конкурс или бо­рьбу на аукционе, а на са­мом деле сразу делить сфе­ры влияния и сбивать цену. Поэтому всех претендентов будем тщательно проверять — кто, откуда, как заработаны капиталы… Будет работать специальная служба.

— Создавать еще одну службу?

— Зачем же? Не исклю­чено, что этим займется госбезопасность.

— Некоторые коллективы, перейдя на аренду, счи­тают, что им уже привати­зация не нужна. Получается — насилие? Или, как еще говорят, продавать людей будут?

— Прежде всего, лицо, купившее предприятие, обя­зано соблюдать трудовое за­конодательство. С другой стороны, возьмем обувную мастерскую. Сейчас они жа­луются: клея нет, кожи нет, сидим без работы… Но если появится хозяин, то появят­ся и материалы, сидеть уже никто не будет.

— И все же многие се­туют на то, что сам коллек­тив не может стать собст­венником.

— А что с юридической точки зрения значит — кол­лектив? Каждый станет со­владельцем. Пройдет время, кто-то уедет, кто-то уволит­ся, хозяева уже не будут ра­ботать непосредственно на предприятии, появятся на­следники… Разве это лучше, чем один владелец?

— Иностранцы могут уча­ствовать?

— Да. Но они что-то не торопятся.

— Как будет определять­ся стоимость объектов?

— По методике. В двух словах так: остаточная стои­мость, умноженная на коэф­фициент. Для зданий, пост­роенных до 1984 года, он ра­вен 12, для тех, что после – 4,1.

— Заранее извините за неприятный вопрос. Опять поползли сплетни о том, что Вайнштейн вместе с какими-то москвичами покупает ма­газин «Силуэт». Что можно сказать по этому поводу?

— Не Вайнштейн, а го­родская администрация, мо­сковское предприятие «Эрцог» и сам трудовой коллек­тив создают на базе мага­зина акционерное общество.

— Евгений Александрович, а не приходит ли вам в голову следующее. Вот мага­зины перешли на самостоя­тельность и явно стали ра­ботать лучше, во всяком случае, промтоварные. Мо­жет, этого достаточно, нуж­но ли идти дальше?

— Может быть, для на­шего города острой необхо­димости и нет. Люди почув­ствовали себя хозяевами, выросло качество работы, по­явились стабильность, на­дежность. Вроде бы можно и не форсировать. Но част­ная собственность — это за­лог необратимости реформ. Ведь малейшее изменение власти — и все вернется к старому. И можно сказать с уверенностью: частные пред­приятия не будут работать хуже арендных, только луч­ше.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *