То, что большинству из нас денег сегодня не хватает, — не новость. Как не новость и то, что многие из нас как-то все же находят выходы из положения. Как? Увы, никто особо не торопится поделиться своими секретами. Хотя опыт порой стоит дороже денег. Более десятка человек, которым мы задавали наш вопрос — где вы берете деньги? — посылали нас, но уже в другое место. (Кстати, мы туда не пошли, в чем и заключается преимущество истинной демократии). Ну а тем, кто ответил на наш не самый этичный и не самый веселый вопрос, — спасибо.
Михаил Александрович, 42 года:
— Зарабатываю. Их хватает в натяжку, конечно. Я бы не против найти и другой источник дохода, но в Апатитах устроиться практически некуда. Я фотограф, занимаюсь этим с 1966 года, хотелось бы заняться любимым делом, но как и когда — не знаю.
Оксана, 21 год:
— Катастрофически не хватает денег. У нас только те деньги, что заработаю сама и муж. Пытались найти побочную работу, но в городе трудно где-то устроиться, а где можно, те организации сами на дотации у государства.
Елена, 22 года:
— Зарабатываю. Но считаю, что за дело, которое делаю, должны платить больше. Для того, чтобы еще где-то подработать, нужно время, а его-то катастрофически не хватает. Ведь моя основная работа в пос. Титан и приходится терять много времени на поездки…
Владислав РУМЯНЦЕВ, 21 год:
— Денег хватает впритык. Бывают, конечно, и критические моменты, когда их совсем нет. Деньги зарабатываю. В каждом удобном случае пытаюсь еще где-то зарабатывать, но это не постоянно… А вообще считаю, что очень многие так выкладываются на основной должности, что на что-то еще не хватает ни сил, ни времени. За работу надо платить соответственно труду. Этого нет.
Тамара, 38 лет:
— Денег мне хватает только на питание. Это, конечно, при строгой экономии. Боюсь покупать дорогие продукты, чтобы не остаться на голодном пайке. Деньги зарабатываю. Конечно, очень мало, но пока терпимо. Что будет дальше, не знаю. Надеюсь, что все изменится к лучшему. А если нет… буду искать еще какую-нибудь дополнительную работу.
Стас М., 17 лет:
— У родителей беру иногда, хотя очень редко. Сдаю бутылки (недавно сдал аж на 160 рублей). Для того, чтобы заработать самому, нужно время, а его нет. Уйма курсов, а это отнимает все свободное время настолько, что о попытке найти какую-нибудь работу и речи быть не может! Коммерция — это единственный способ пополнить кошелек. Многие это называют фарцовкой, но ведь если есть спрос, то будет и предложение. А где еще молодым можно заработать? На производство не берут (там сокращения), а у родителей просить стыдно, вот и приходится крутиться.
Оксана МЕРЗЛЯКОВА, 20 лет:
— Деньги я зарабатываю, но их катастрофически не хватает. Сейчас мне предложили еще одну работу — вести хореографию… Согласилась. Хочу выйти замуж, вот и кручусь, чтобы заработать на свадьбу. Конечно, и мой друг тоже делает все, чтобы можно было подкопить денег, но ведь у нас работа и зарплата существуют, как будто в разных измерениях. Платят не по труду.
Лариса САВИНА, 39 лет:
— Денег, естественно, не хватает. Я их зарабатываю, иногда приходится, конечно, занимать, но сейчас будет немного легче — сын пошел работать. Кручусь, как могу… Всей семьей пытаемся найти какой-нибудь побочный доход.
Дети летом подрабатывали. Дочь и сейчас продает вашу газету. Вобщем, в наше тяжелое время нужно искать любые пути, чтобы заработать честным трудом.
Виталий СЕКРИЕРУ, 44 года:
— Деньги зарабатываю. На жизнь, по самым малым запросам, хватает. Мог бы найти, конечно, и дополнительную работу, но это будет неэтично, т. к. я в административной команде городской власти.
Сергей, 34 года:
— Денег, конечно, не хватает. Официально деньги беру в своем учреждении… Пока... Есть и неофициальные источники дохода. Делаю максимум, чтобы еще заработать…
Считаю, что сейчас всем необходимо искать дополнительные источники дохода. Главная причина того, что люди не пытаются зарабатывать — это инертность мышления, бездействие, к которому нас приучили… Страх и лень, пожалуй, последние причины.
Я оптимист и верю в лучшие времена, которые должны наступить для меня и моих сограждан. Это не эфемерное «светлое будущее», о котором нам постоянно твердили, а историческая закономерность.