Кто это, с чайником?

Несколько гневных писем пришло в администрацию города в ноябре: не устанавливать памятник геологу! Ученые не согласны с проектом, который предложила скульптор из Санкт-Петербурга. В управлении культуры города ситуацию считают необоснованно раздутой.

История вопроса

Судя по фото с коллегами и по воспоминаниям соратников, академик Ферсман (второй слева) был человеком высоким и крупным. А судя по макету, предложенному кировчанам Ольгой Сагаконь, он выглядит совсем незначительным. Да и не похож на себя совершенно. Что сказал бы сам академик, неизвестно.

В ноябре 2012 года городская администрация и Совет депутатов поддержали инициативу сотрудников Кировского историко-краеведческого музея об увековечивании памяти академика Александра Евгеньевича Ферсмана. Официальный повод — 130 лет со дня рождения ученого. Музей объявил конкурс на лучший эскиз будущего памятника, в нем приняли участие непрофессиональные авторы. Из девяти представленных работ по опросам жителей выбрали лучшую — барельеф с высеченным на камне портретом Ферсмана и цитатой из его выступлений. Но, как объясняют теперь сотрудники управления культуры, этот конкурс организовали лишь чтобы привлечь внимание общественности к идее.
Надо сказать, что идею обустроить новый сквер для отдыха горожан с установкой там памятника всемирно известному ученому, геологу, который внес огромный вклад в освоение и развитие Хибин, никто не оспаривает. Для будущего сквера было предложено три места — между развлекательным центром “Большой Вудъявр” и музеем, у Верхнего озера и на улице Кондрикова. В процессе обсуждения остановились на последнем. Но макет скульптуры, который выполнила и представила художник Ольга Сагаконь, вызвал в определенных кругах, мягко говоря, недоумение.

Хотели как лучше

Кировчанам работы данного автора уже знакомы. Это “Горнячок”, установленный возле горно-геологического музея в центре города, и памятник Кондрикову, что стоит в обновленном недавно сквере на улице Ленинградской.

— Мы искали художника, который выполнил бы проект сквера и макет будущей скульптуры, и обратились к Ольге Сагаконь, с которой после согласований и одобрения комиссией заключили договор, — сказала Елена Химчук, заместитель начальника управления культуры. — По окончании работ ей выплатили примерно 330 тысяч рублей. Автор сделала три проекта для трех разных мест сквера и макет памятника. Я непосредственно занималась этими вопросами, обращалась за помощью к коллегам из горно-геологического музея ОАО “Апатит”, у которых есть опыт.

Дело в том, что за те деньги, которые планировали потратить на проект (500 тысяч рублей — Ж.Я.), делать работу желающих не было. Правда, было предложение от другого художника, но он запросил полтора миллиона рублей. Не объявляя официального конкурса на выполнение работ, мы не нарушили закон. Да и вообще хотели все сделать как лучше…
Владимир Дядик, начальник финансово-экономического управления администрации, к которому я обратилась за разъяснением, подтвердил, что, согласно пункту 55 94-го Федерального закона, учреждения культуры могут потратить сумму в размере до 400 тысяч рублей на создание произведений литературного или архитектурного назначения без проведения конкурсов.

Мы против!

Что же вызвало негативную реакцию геологической общественности? Вот несколько цитат из их писем в адрес местной администрации:
“Президиум Российского минералогического общества обеспокоен ситуацией, сложившейся вокруг идеи установить в Кировске памятник Александру Евгеньевичу Ферсману. С благодарностью оценивая эту идею, мы категорически не можем согласиться с проектом памятника, предложенным скульптором Сагаконь, и убедительно просим не допускать установки такого памятника даже в безличной форме “неизвестному геологу”. Президент РМО академик Дмитрий Рундквист, вице-президент общества, член-корреспондент РАН Юрий Марин”.

“Проект памятника, по-моему, выглядит издевательски по отношению к самому Ферсману, — написал ведущий научный сотрудник геологического факультета СПбГУ Евгений Трейвус”.
“Я знала Ферсмана с детства. Когда я увидела его в первый раз, он поразил меня своей огромностью, это был высокий полный человек с добродушным лицом и очень умными, удивительно живыми глазами, — пишет в своем обращении кандидат горно-геологических наук Евгения Халезова. — И теперь, когда решили поставить памятник в городе, который родился благодаря его открытиям, инициативе и энергии, я увидела проект и ужаснулась! Этот маленький, смешной человечек, похожий на карлика, называется Ферсман? Это похоже на издевательство! С Ферсманом тут нет ничего общего! И тем, кто знал его лично и кто преклоняется перед его памятью, неимоверно обидно, больно и стыдно за эту пародию…”
Юрий Войтеховский, профессор, директор Геологического института КНЦ РАН, после первого знакомства с будущим памятником, размещенным для обозрения в формате 3D, стал инициатором волны возмущений. Юрий Леонидович выразил свой протест в письменном виде, в том числе и на официальном сайте Российского минералогического общества. По мнению Юрия Леонидовича, памятник академику — это не шутейный “горнячок”, и в таком виде он не должен стоять в сквере Кировска. Это мнение поддержал и правнук Александра Ферсмана:
“Увиденное повергло меня в ужас, — написал в Интернете Вадим Геннадьевич. — Такой памятник ни в коем случае нельзя ставить в любом людном месте. Созданный скульптором образ ученого носит характер шаржа. Александр Евгеньевич был очень крупного телосложения и почти двухметрового роста. Почему скульптор не сочла нужным выделить эти черты Ферсмана — для меня загадка…”

Отвергая официальность

— Такая реакция возникла в кругу геологического сообщества после просмотра макета в электронном виде, отмечу, неудачном, поскольку он сильно искажает натуральный эскиз, — сообщила на собранной в среду пресс-конференции Лариса Максимова, начальник управления культуры Кировска. — На самом деле макет вживую выглядит совсем иначе. Но теперь сыплются претензии — рюкзак у фигуры слишком большой, взгляд нецелеустремленный и так далее.

В администрации не один раз собиралась комиссия, которая обсуждала, каким должен быть будущий памятник. Хотелось чего-то не совсем стандартного, чтобы ученый не был, к примеру, за трибуной, официальным. Была идея показать человека таким, каким его видели при жизни Хибины: вот он ходил по горам и просто присел отдохнуть. В макете художник и передала такой образ, причем предварительно она изучила массу материалов об академике, описание предметов, которые выполнила в эскизе.
Теперь возникла ситуация, которая бывает довольно часто, — мнений и замечаний в отношении художественной работы у людей всегда много.

— В городском ДК был выставлен горячо обсуждаемый нынче макет памятника, — продолжил разговор Андрей Звонарь, исполняющий обязанности главы администрации. — И рядом висела фотография ученого, где он сидит на привале, в такой же позе, с чайником у ноги. Так вот, человек на макете и фотографии — один в один, никакой выдумки художника нет. Отторжение у некоторых людей вызывает сама стилистика этого памятника. Неужели надо поставить в городе еще одного Ленина с протянутой рукой? Ведь изначально не стояла задача воздвигнуть монумент, а поставить памятник, который был бы интересен жителям и гостям города.

Что дальше?

Так будет или нет памятник Ферсману? Пока этот вопрос остается открытым. По предварительным подсчетам, стоимость оригинала — в пределах трех миллионов рублей. И таких денег, по неофициальной информации, в бюджет города на 2014 год не заложили. Да и в случае, если родные ученого не одобрят макет, проект может не увидеть свет. Отправляясь на семинар в Санкт-Петербург, сотрудники музея решили показать им макет. Это произойдет на ближайшей неделе. Возможно, ученые смогут предложить свой вариант проекта памятника.

— В любом случае новый сквер имени Ферсмана, с клумбами, скамейками и дорожками, будет, — сказал Андрей Звонарь. — Возможно, в нем появится и памятник, символизирующий образ геолога. Хотя, честно говоря, после поднятой шумихи делать этого уже не хочется…

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *