Отец и сын
Сегодня представить культурную жизнь Кировска без этих людей просто невозможно. Более тридцати лет редкий городской концерт обходился без выступления Николая Красницкого. Многие годы ему аккомпанировала пианистка, его супруга, по признанию специалистов — одна из лучших концертмейстеров области, Нина Красницкая. Еще с детства я хорошо помню этот замечательный семейный дуэт. За роялем — хрупкая женщина, рядом — красивый, статный мужчина, который проникновенно поет романсы и песни. Публика всегда в восторге…
Творчество Александра Красницкого — талантливого музыканта, певца, аранжировщика и шоумена — также не нуждается в особом представлении. Саша не раз представлял слушателям яркие сольные программы, много выступал в сборных концертах. Он принимал участие в Дельфийских играх, где успешно выступил.
Нынче, в Рождество, в большом зале Дворца культуры вновь звучал волнующий баритон Николая Ивановича. Посмотреть и послушать артистов Красницких собрался почти полный зал. Александр в этот вечер не только виртуозно аккомпанировал отцу, но и сам исполнил несколько песен. И надо было видеть, как долго зрители аплодировали, кричали “Браво!”. А после многие подходили и благодарили.
— Я уже двадцать лет ваша поклонница, — сказала одна кировчанка Николаю Ивановичу. — И стараюсь не пропускать ни одного выступления.
Великое удовольствие
Позже Николай Красницкий признался, что выходить на сцену любит, хотя по-прежнему очень волнуется.
— Волнуюсь до первого произведения, — говорит певец. — А потом все проходит. Я иногда думаю, ведь некоторые люди лишены такого удовольствия — выступать на сцене. Кто хоть однажды побывал там, обязательно захочет выйти к зрителям во второй раз. Я всегда испытываю большое удовлетворение от того, что мое пение кому-то нравится.
— Вы — лауреат фестивалей, смотров и конкурсов разных уровней, удостоены многих наград, имеете почетное звание “Заслуженный работник культуры РСФСР”. А как все начиналось?
— Первый раз я выступил лет в десять. Вместе с одноклассниками участвовал в сценке, где нужно было спеть. Вот тогда моя первая учительница Раиса Ивановна меня как творческую личность и заметила. Я начал заниматься в школьном хоре, потом стал солистом. До девятого класса активно участвовал в художественной самодеятельности, а затем меня приняли в музыкальную школу в Новороссийске. Там я занимался вокалом и пел в оперной студии при драматическом театре.
Потом забрали в армию на Северный флот. Позже я приехал в Кировск. Выяснилось, что над моей частью шефствует Дворец культуры, и моя творческая деятельность закрутилась.
С 1965 года Николай и Нина Красницкие в составе концертных бригад исколесили всю область, выступая и в красных уголках, и в сельских клубах, и на пограничных заставах. В народном университете культуры, образованном при школе искусств, они вели большую просветительскую работу. И часто вместе с родителями ездили их сыновья — Коля и Саша.
Зачем рояль испортили?
Вообще Николай Иванович удивительно веселый и легкий в общении человек. Он рассказал много забавных историй о своей гастрольной деятельности. Например, как однажды перед его сольным выступлением кто-то (до сих пор тайна!) намазал клавиши рояля карбофосом и потом целых пять лет от инструмента дурно пахло. Или о том, как артистам приходилось разучивать пафосные произведения к 100-летию Ленина. Он исполнил балладу Александрова, и коллеги диву давались: как этот текст можно было запомнить?
К творческой деятельности Красницких очень уважительно относился председатель горисполкома тех лет Василий Киров.
— Я при встрече пытаюсь ему что-то рассказать о делах, а Василий Иванович мне говорит: “Коля, какая работа? Ты — певец!”
— Ваш сын Саша — сложившийся музыкант, творческий человек. А как Вы его воспитывали?
— Думаю, что ребенка никогда не надо заставлять силой что-то делать. А наоборот, помочь ему, поддержать, если нужно. Саша всегда с удовольствием занимался музыкой. Причем не только в музыкальной школе. Лет в 14 он увлекся “металлом”, учил друзей играть на гитаре. Как-то они выступали в Старых Апатитах, мы с мамой поехали послушать, чуть не оглохли. Но при этом он — очень чуткий, тонкий исполнитель, играет на многих инструментах, замечательно аранжирует. Когда Нины Викторовны не стало, я попросил Сашу аккомпанировать мне, он согласился, и считаю — все получилось. Он — прирожденный талант.
Больше радоваться жизни
— Сегодня мне кажется, что серьезно никто моим воспитанием и не занимался, — говорит Александр. — Я просто смотрел на родителей, и этого было достаточно. Но если что-то делал не так, отец меня не жалел, требовал: “Не позорь семью!” Вот так и до сей поры стараюсь фамилии соответствовать. Я и своих сыновей так же воспитываю. Отец испытал творческие трудности, он знает, насколько непросто раньше было выйти на сцену — создавались комиссии, которые следили за всем, от репертуара до костюма. А потом могли разрешить выйти на три минуты.
Сейчас все гораздо проще. Поэтому и артисты другие…
— Николай Иванович, что в жизни Вас может огорчить?
— Не люблю, когда брюзжат. Сейчас вот читаю дневники ретро-певца Вадима Козина, он в каждой строчке всем недоволен. Дойду до воспоминаний о Шульженко и, если автор плохо пишет, закрою книгу. Надо всегда стараться больше смеяться, радоваться жизни и относиться ко всему с юмором.
— Когда в следующий раз планируете выступить?
— Сейчас задумали с Сашей новую программу под названием “Ностальгия”, хотим включить в нее самые лучшие ретро-песни, которые у многих на слуху. Попробуем сделать современные аранжировки.Надеюсь, к марту все закончим, и новая программа станет подарком для женщин.