Итак, забастовка признана незаконной. Для меня и многих моих товарищей по работе это не явилось большой неожиданностью. Исход был предсказан, более-менее просчитаны и доведены до мнения коллектива меры, которые примет администрация. Все сбылось…
Постараюсь ответить на законный вопрос: почему же Вы, водитель Андренко, не смогли переубедить остальных в неправомерности и бессмысленности забастовки и приняли в ней участие? Да просто не наша вина в том, что мы вынуждены бороться за справедливые требования незаконными методами. Бездействие администрации, а в некоторых моментах и нежелание ее решать возникшие проблемы сразу, приводят к вынужденным остановкам производства.
Я работаю на Восточном с первых дней, в марте руднику исполнится 13 лет, но по-прежнему самыми больными вопросами остаются ремонт автомобилей и дорожные условия. Не слишком ли долго идет раскачка? Я не стану заострять внимание на заработной плате по той причине, что общественное мнение умело настроили против нас с самого начала. У всех было время после суда походить по магазинам и убедиться в целесообразности повышения заработной платы не только водителям Восточного. Причем, платы именно заработанной, а не «подаренной» по указам правительства.
Мы требовали именно этого.
Кстати, деньги для этого были и есть, просто т. Поздняков решил пойти на любые убытки, но требований водителей не удовлетворять, как бы чего не вышло. Об этом он и заявил прямо и откровенно.
Считаю, мягко выражаясь, не совсем тактичными дальнейшие действия администрации. Пригласили жен водителей на собеседование, при полной поддержке профкомов рудников и объединения. Им пытались доказать, что условия для работы мужьям созданы райские: и молоко по талонам, и исправная техника взамен находящейся в ремонте. В общем, с жиру мужики бесятся! Когда оказалось, что на встречу явились «недисциплинированные жены самых недисциплинированных водителей», был приведен самый веский довод: сокращение штатов. (А всего лишь 19 декабря на встрече представителей коллектива с руководством объединения начальник рудника т. Шапошник на вопрос экскаваторщиков ответил, что ни о каком сокращении не может идти и речи, дело заключается лишь во временной консервации нескольких экскаваторов, экипажи которых не будут уволены). Я благодарен женщинам, которые в самый разгар борьбы сумели поддержать мужей. Администрация расписалась в собственном бессилии, она так и не смогла создать сносные условия труда водителям большегрузов и, стремясь скрыть это, решила пойти на сокращение.
Я не зря упомянул на суде давно забытое слово «локаут». Теперь я убежден, что мы столкнулись вплотную с этим явлением «дикого Запада». Я понимаю, как это великолепно — чувствовать себя хозяином Кировско-Апатитского района. Еще бы, взять да и выгнать на улицу тысячу с лишним людей…
Уйду первым. Но как хотелось бы увидеть с собой на паперти тех, под чьим «чутким руководством» возводились корпуса АНОФ-3, тех, кто закупал на наши рубли дорогостоящую технику, зная заранее, что она не успеет окупить себя! Давайте делить вину поровну, по чинам! Давайте спросим с тех, кто отгрохал поселок Коашва, кто пригласил людей со всего Союза на новый рудник…
Через некоторое время не поддержавшие нас поймут, что в наших требованиях не было никакого криминала и, если водители Восточного требовали нормальных условий труда и достойной оплаты, то не за счет кого-нибудь… Если администрации объединения ничего не стоит в ответ на забастовку пойти на сокращение «части работающих», убежден: скоро подобные меры давления прочувствуют на себе и другие рудники и службы объединения.
Эмоции возобладали над разумом. Именно эмоции были во главе спора водителей и администрации. Мы давно уже не умеем говорить, но, что страшнее — мы так и не научились выслушивать друг друга…
На суде я сказал: «Прошу суд обратить внимание на следующее: в этой борьбе не может быть ни победителя, ни побежденного. Независимо от вашего решения мы останемся наедине с прежними проблемами…»
Диалог еще возможен… Кто начнет первым?
Василий Андренко, водитель.