По меркам нашего города то ателье из разряда крупных, авторитетных: свыше тысячи заказов ежемесячно, высококвалифицированные специалисты, постоянные клиенты. Изменится ли ситуация с февраля, когда «Рябинушка» станет самостоятельной?
— Ничего хорошего в перспективе мы не ждем, — рассказывает Зинаида Павловна, — коммерциализация для нас, как когда-то коллективизация, только наоборот. Почему не узнать мнение коллектива, как он хочет работать? Нет — всех делать самостоятельными. Нет тканей, нет фурнитуры, нет ватина, нет того и нет другого. Возросли цены на пошив. Сейчас мужская рубашка из нашей ткани вместе работой будет стоить пятьсот рублей. Кто у нас закажет такую рубашку?
Коммерциализация оставляет нам всю кучу проблем, которые были прежде, плюс новые, а коллектив — 56 человек. В основном это женщины, причем многие без мужей воспитывают детей. Прежде у наших швейниц был низкий заработок, 500-600 рублей, разве можно на эти деньги свести концы с концами? И от самостоятельности радости мало: при самом благоприятном стечении обстоятельств средний заработок будет чуть выше тысячи рублей. Прежде, чем мечтать о прибыли, нам надо рассчитаться с долгами. А при общем обнищании населения, когда все тратится на еду, кто станет нашим заказчиком? Пошить пальто стоит 800-1000, юбку — 150-200, брюки — 200-400…
Думали, что произойдет раздел имущества фабрики, но там создается коммерческое предприятие, которое за все свои услуги будет с нас брать деньги. А плата за аренду, электричество? Нет машины, чтобы помотаться по области, поискать фурнитуру или ткани… Плати и плати. Искали среди наших предпринимателей тех, кто мог бы с нами сотрудничать. Купить — готовы, а на союз с нами не идут…
В общем, приходите к нам через год, у нас больше оптимизма появится.