Вполне закономерным оказалось то, что в наше смутное и тревожное время самым забытым и заброшенным оказался «самый привилегированный класс». Взрослые в погоне за самым малым материальным благополучием не замечают, что малыши остались без одежды и игрушек, без аттракционов и детских праздников, но, самое главное, не замечают, что их дети почти перестали улыбаться. Впрочем, вовсе не вина, а беда родителей состоит в том, что, не имея времени и средств, чтобы воспитывать своих детей дома, они вынуждены отдавать их иногда в руки не слишком компетентных педагогов.
С моим маленьким приятелем, воспитанником одного из апатитских детских садов, произошел недавно печальный случай. В его подготовительной группе проходило занятие по рисованию, детей учили рисовать елочки: ствол коричневый и по три зеленых ветки в разные стороны. Маленький Дима рисовать любил, у него были неплохие способности. Рисовал он так, как видел, например, в лесу — куча веток и иглы в разные стороны, в общем, очень красивая, обычная елка. Однако положено, чтобы ребенок в садике воспринимал мир не самостоятельно, а вместе с коллективом и так, как требует программа. Словом, для Димки все закончилось печально. Сначала его заставили перерисовать эту елку раз десять «по-правильному», потом вызвали родителей в садик и сообщили, что их ребенок, судя по елке, отстает в развитии и его надо лечить. Дали им образец и потребовали позаниматься с Димкой дома. Он сопротивлялся, как мог, а потом все же нарисовал то, что нужно: три ветки слева и три справа. Прошел год, но мальчик не берет с тех пор в руки карандаш и краски.
В другом садике тоже случился «курьез». Зимой детсадовские площадки для прогулок обустраивают частенько сами воспитатели — строят горки и снежные крепости. Прошлой зимой одна горка оказалась на десять сантиметров выше, чем предусмотрено правилами. Она-то и полюбилась детишкам всего сада. Но через несколько дней горку засыпали песком — это администрация садика сказала свое «Нельзя!». Ну не положено это правилами и техникой безопасности при катании с горок. А то, что именно эта злополучная горка нравится детям, никого не интересует — мало ли чего им еще захочется!
Мы знаем, что жизнью нашей правят всесильные правила. Эти правила, неизвестно кем изобретенные, положено соблюдать и в детских садиках. Например — закаливание, хорошее как будто дело, почему-то извратилось здесь в нечто, не совсем приятное. Утром, когда родители приводят детей в сад еще сонных, воспитателю предписано вывести всю группу на улицу и гулять в любую поводу. А поскольку сарай с игрушками так рано закрыт, то детишки, да и воспитатель, просто мерзнут и терпеливо ждут, когда их перестанут мучить.
Или еще другой метод под названием «контрастные воздушные ванны». После дневного сна — подъем и перебежка из холодной комнаты в теплую с обязательным музыкальным сопровождением. Потом в теплой комнате дети раздеваются и опять бегут в холодную, где обязаны 2 минуты бегать. Еще 2 минуты подвижно играть, совершать свободные танцевальные движения, а под конец, после недолгого захода в теплую комнату, совершать в холодном помещении «перестроения, построения, разные виды ходьбы». Напоминает казарму, не так ли?
Нечто казарменное напоминали недавние детские праздники, особенно 7 ноября и 1 мая, с обязательными маршами, перестроениями и чтением патриотических стихов. Хотя в апатитских садах в прошлом году еще кое-где отмечали 7 ноября, но в основном, об этом дне напоминали лишь стихи Исаковского в родительских уголках для самостоятельного изучения дома. Кстати, не все родители ими пренебрегают, после домашних бесед малыши приходят на музыкальное занятие и просят спеть песню о «великом всесоюзном дедушке». «А почему мы уже давно не пели про Ленина?» — простодушно спрашивает пятилетний мальчуган…
И смешно все это, и грустно. Мудрые люди говорят, что характер ребенка формируется в первые пять лет их жизни. Кому-то повезет, и он будет с благодарностью вспоминать свой садик и воспитательницу. Будут и те, кто постарается его поскорее забыть. И все же, было бы неплохо, если бы взрослые почаще задумывались над тем, какими вырастут сегодняшние малыши, какое воспитание они получат. Ведь, как ни банально, от того, какими они станут — свободными людьми свободной страны или солдафонами-догматиками — зависит и наше будущее.