«Не плевки, но поцелуи»

В галерею «М» я пробира­лась по жуткому темному подъезду. Наконец — свет, а  я в белой комнате с карти­нами не стенах. Почти все датированы 1991 годом, но есть и те, что написаны несколько лет назад. Авангардная жи­вопись впечатляет. Она нема­ло стоит. Стоит того, чтобы ее увидеть хоть раз в жизни.

Когда я вошла, работы бы­ли без подписей, видимо, ав­тор просто не успел их на­клеить на рамы. И я решила сыграть сама с собой в иг­ру: пока я не знаю названий картин, я попытаюсь понять, почувствовать их смысл, но опираясь на конкретный, пред­ложенный художником вариант. Итак…

Их трое. Безмятежных, чи­стых, спокойных. Мужчина — галстук, женщина — бусы и пес — ошейник. И еще черные, пронзительные глаза. Потом я замечаю еще многое — люди, машины, улицы, такие же бе­лоснежные, как и трое на пер­вом плане. Я помню, у одно­го весьма известного худож­ника есть работа «Белым по белому». Чистый белый холст, и каждый видит на нем то, что хочет. Здесь, пожалуй, мастер оставил зрителям го­раздо меньший простор для фантазий. «Альбиносы».

Маленькая мрачная комна­та. Одинокая лампочка туск­ло освещает лишь цветок в высокой вазе на столе, все остальное тонет во тьме. Дол­жно быть, люди, здесь обита­ющие, очень одиноки, это чув­ствуется. «Семейный пор­трет». Надо же, он действи­тельно есть. Вижу на самой дальней стене расплывчатые контуры в раме.

Огромная картина. Растяну­тые в чудовищном оскале ло­шадиные морды, какой-то вихрь, выплескивающийся за рамы картины, такое напряже­ние, такой напор, что трудно заставить себя подойти к ней чуть ближе. «Скачки».

Что-то непонятное. Кривые линии, тусклые краски. Всмат­риваюсь… Замкнутое тремя стенами пространство, взгляд откуда-то сверху, стул и стол, жидкий дрожащий снег. Тос­ка. Похоже на безумное фо­то, рожденное воспаленным  воображением покинутого, на его ночной кошмар. «Бессон­ница».

А здесь — очень тепло. Свет­лые солнечные округлые ли­нии, теплые волны. Наверно, что-нибудь хорошее, пусть не­много странное и тревожное, зато почему-то явно ощуща­ешь — все должно кончиться счастьем. Надо же, я не ошиб­лась — «Надежда»!

Следом — жуткий холод, буд­то окунули головой в прорубь. Вспомните что-нибудь страш­ное и попытайтесь изобразить ваш страх. Сложно? Художни­ку это удалось, и я вижу на холсте животный ужас, вижу его, пытающегося спрятаться от черной пустоты под тонкой, холодной пленкой, прозрачно­стью которой делает этот ле­денящий ужас еще ужаснее. Название работы — «Испуг».

А это что такое? На полот­не — отпечатки ярких чувствен­ных губ вперемежку с гряз­ными подтеками. Чье-то рас­топтанное чувство? Чье-то не­состоявшееся счастье? А, мо­жет быть, художник попытал­ся подобным образом выра­зить отношение людской тол­пы к его искусству? «Плевки и поцелуи».

«Не плевки, но поцелуи? Спасибо Игорю Чайковскому за его искусство!» — написал в книге отзывов благодарный зритель. Я, пожалуй, с ним со­глашусь.

Поделитесь:Share on VK
VK

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *