Заслуженный работник физической культуры и спорта России, 12-кратный чемпион СССР по горным лыжам. Его фамилия есть в Книге трудовой славы Мурманской области. И это далеко не все его заслуги. Пусть сегодня о нем расскажут те, кто знает его лучше всех.
Звездная фигура
Василий Степанович родился в Брянской области, на Север приехал в десять лет. В 12 начал заниматься горными лыжами, а в 16 лет уже стал мастером спорта СССР. Он — участник зимних Олимпийских игр в Инсбруке (1964-й) и Гренобле (1968-й). С 1961 по 1971 год — постоянный участник чемпионатов мира и Европы, с 1960-го по 1972-й — призер международных и всесоюзных соревнований.
— Такой звездной фигуры, как Василий Мельников, у нас в горных лыжах нет, не было и, скорее всего, еще долго не будет, — рассказывает Игорь Кордияка, главный специалист Управления физической культуры и спорта Кировска. — То, что он великий спортсмен, видно хотя бы по тому, что поздравить его в Кировск приехали высокопоставленные гости из Москвы, Карелии и ближнего зарубежья. А вчера прилетал его давний и лучший друг, Леонид Тягачев, бывший президент Олимпийского комитета России.
Страсть к призванию
Виктор Панов начал заниматься горными лыжами раньше Мельникова и уже имел солидный спортивный стаж, когда в сборную пришел одаренный и перспективный новичок, который составил достойную конкуренцию взрослым. Кировск был кузницей лыжников еще до войны, здесь часто проводили первенства и чемпионаты Советского Союза, которые Виктор Аркадьевич выигрывал около тридцати раз.
— Соперничали мы с Мельниковым постоянно — то он меня обгонял, то я его. Тогда кировских спортсменов боялись и уважали все лыжники из союзных республик, — рассказывает Виктор Панов, ветеран горнолыжного спорта. — Когда Василия взяли в сборную России и он начал показывать хорошие результаты, мы все очень радовались и болели за него, особенно когда он соревновался за границей. Кировск тогда гремел на всю страну, я и сейчас желаю, чтобы былая слава вернулась сюда.
Самое главное в жизни — это любовь к своему делу. У Василия все так и было.
Приносить пользу
Ветеран горнолыжного спорта Сергей Иванов начал кататься на два года раньше Мельникова. Занимались они самостоятельно, никто их не тренировал. Когда в Кировск приехали ленинградские тренеры Борис Кузнецов и Николай Громов и стали набирать группы, Иванов с Мельниковым были уже готовыми спортсменами. Катались тогда на простых равнинных лыжах, привязывая к ним намертво пятки ботинок.
— Серьезно кататься мы стали в 1953 году, — рассказывает Сергей Порфирьевич. — Я тогда занял второе место в городских соревнованиях и получил первый юношеский разряд. Мне было 13 лет. Через два года я попал в сборную команду Советского Союза, а примерно через год туда же пришел и Василий Мельников. Вместе тренировались, соревновались, ходили в горы и на охоту, одним словом — дружили. В спорте он шел очень ровно и уверенно, а я из-за своей бесшабашности и страсти к риску часто получал травмы и, пока восстанавливался, пропускал целый год. В 1972 году мы закончили спортивную карьеру. Нас просто выгнали и набрали в сборную молодых ребят, которые тем не менее не могли добиться таких же результатов, как мы. Это омоложение сборной принесло большой вред горнолыжному спорту в Кировске.
Затем, в 80-х годах, со всего Союза выбирали несколько человек, и только они ездили на все международные соревнования. А мы к тому времени уже полностью перешли на тренерскую работу.
Сейчас тоже без дела не сидим. Когда я иду утром в гараж, часто вижу Степаныча — как он вокруг озера Верхнее круги наматывает. Главное в жизни — приносить пользу, что-то делать. Мы и сейчас с Василием занимаемся огородничеством, выращиваем картошку, огурцы и радуемся, что заняты делом.
Второй папа
Дочь Леонида Тягачева, Елена, с папой каждую зиму приезжала на сборы в Кировск, и они всегда останавливались у Мельниковых. Кировск для нее прежде всего — город новогодний и заснеженный.
— Мне уже за сорок, и я впервые здесь летом — очень красиво! — рассказывает Елена Леонидовна. — Василий Степанович для меня всегда был вторым папой, я никогда не чувствовала себя гостем, а Лёня с Антоном, его сыновья, были мне как братья. Тетя Тоня, их мама, часто бывала у нас в Москве, и никогда не возникало ощущения, что это посторонний человек. Для меня поездка в Кировск означала новую встречу с родными и близкими людьми.
У Василия Степановича и Антонины Петровны полная и многогранная жизнь. Желаю им, чтобы они навсегда сохранили этот юношеский задор. Нам есть чему у них поучиться.
Остался собой
Старшего сына Мельниковых, Леонида, в горнолыжную секцию привела мама. Потому что папа — действующий и результативный спортсмен — был всегда занят: соревнования, сборы, тренировки. Когда отец закончил карьеру, то вплотную занялся спортивной подготовкой сына и вывел его в чемпионы мира среди юниоров.
— Кроме лыж, у меня не было никаких увлечений, и я ничуть об этом не жалею, — рассказывает Леонид Мельников. — Важно остаться таким, каким был в молодости — сохранить искренность и чистоту. Такое качество свойственно детям, папа его тоже сохранил. Я желаю ему здоровья, чтобы он увидел своих внуков и правнуков состоявшимися людьми.
Младший сын, Антон, горнолыжником не стал из-за проблем со зрением, но периодически встает на лыжи. В юности он однажды попросил папу дать ему возможность выступить в соревнованиях. В любых, просто для интереса, и… Выиграл их, получил второй юношеский разряд. Но первое место в его жизни занимает музыка.
— Любовь к музыке у меня проявилась в раннем детстве, — рассказывает Антон. — Мама прятала от меня пластинку Аллы Пугачевой, чтобы я ее не заиграл. Потом Лёня стал привозить из-за границы фирменные “винилы”, так что я воспитывался на хорошей музыке, окончил музыкальную школу. А папа всегда был для меня героем, каждое лето брал меня в отпуск на море и все время носил на плечах. Он уделял мне внимание, дарил подарки и научил играть в шахматы. Мы никогда не ссорились с родителями, у нас замечательная семья.
Еще поживем
Рекорд Василия Мельникова — четыре медали на чемпионате СССР 1968 года, когда он стал абсолютным чемпионом страны — до сих пор никто не побил. Кстати, идея выиграть сразу четыре горнолыжные дисциплины принадлежит тренеру Мельникова, Борису Кузнецову. Он посчитал, что 24-летний спортсмен готов для такого рекорда.
— Раньше горные лыжи были главным спортом в городе, но теперь все пришло в упадок и нет условий для занятий. Но я верю, что будет и второе рождение, — считает Василий Степанович. — Все предпосылки для этого есть, и “наверху” уже приняты нужные решения. Если бы можно было отмотать время назад, то я все равно занимался бы горными лыжами, потому что это мое призвание.
Основа жизни для Василия Мельникова — семья. С супругой, Антониной Петровной, они живут счастливо уже 48 лет, а познакомились, когда учились в четвертом классе.
— Мы всегда понимаем друг друга, у нас очень дружеские отношения. Это моя первая и лучшая половина, — продолжает Василий Мельников. — Вот, примерно так. Всем кировчанам я бы пожелал заниматься физкультурой, это помогает избавиться от лишнего веса и болезней. Плохо мне или хорошо, в любую погоду я встаю рано утром и быстрым шагом прохожу пять-шесть километров вокруг озера Верхнее. Я его называю “озеро Жизни”. Так что, еще поживем и повоспитываем внука — это сейчас самое главное.