Второй год подряд мы с друзьями проводим отпуск в одном и том же месте — на озере Балатон. И второй год выбираем, как выяснилось, самый экономичный вариант поездки — на автомобиле. Опасностей по дороге мы не встречаем никаких, но нюансы все-таки имеются.
Виньетка, проше!
Авиарейсы в не самую роскошную и туристически насыщенную страну оказались весьма дороги. Впрочем, оно и понятно: чартеров нет, а значит, не на что и цену сбрасывать. Поездом выходит чуть дешевле, однако тут мы напоролись на инертность “РЖД”: в Интернете купить билет на международный рейс невозможно, а офф-лайн — пожалуйста, но только в кассах и только того вокзала, с которого уходит поезд. То есть — в Москве.
И тогда мы сделали проще — выехали из Санкт-Петербурга, вооружившись распечатанным маршрутным листом с сайта Мишлен, бумажной картой Европы и навигатором. О том, какие автоправила есть в странах, через которые лежал наш путь, и есть ли по дороге места для ночлега, мы предварительно не узнали. Сработали “авось” и жажда приключений, как в народных сказках.
…Почти в полночь, под проливным дождем и в кромешной темноте, мы оказались в странном месте — туда нас привели дорога и поток попутных машин. Перед въездом в Чехию, там, где остались строения бывшего приграничного пункта, все встали. Водители пошли в тускло освещенные будки. А мы не пошли — понятия не имели, надо ли. И тогда к нашей машине подошел человек с синяком на пол-лица и озорным взглядом. “Виньетка, виньетка, проше паны!” — несколько раз с экспрессией повторил он.
— Какая виньетка, чего он хочет?
— Виньетка, проше, виньетка! — кричит дяденька и тычет пальцем в направлении киоска.
С полчаса, наверное, мы обсуждали это предложение. Потом само собой дошло — видимо, здесь надо приобрести пропуск…
Виньетка, или матрица, — это главное, что вам понадобится в некоторых европейских странах. Иными словами — пропуск на дороги, и не важно, пройдет ли ваш путь по автобану или по деревенским тропам. Лучше не рисковать, штрафы большие. Виньетки — это сбор за пользование дорогами страны, и, в отличие, скажем, от Франции или Польши, где расплачивается водитель непосредственно на месте въезда на платную дорогу, здесь все проще: хочешь у нас ездить — заплати сразу и будь спокоен.
Цена виньетки зависит от того, какой у вас автомобиль (легковой, микроавтобус, грузовик), и от того, сколько времени вы намерены провести в стране. Правда, обидно: страны маленькие, иную за пару часов промахнуть можно, а минимальная виньетка рассчитана на 7-10 дней. Впрочем, и цена вполне приемлемая, от 7 до 15 евро минимум.
Виньетка должна быть прикреплена к стеклу в строго определенном месте — в одном из углов лобового стекла. Иначе — штраф! А потому, если вам когда-нибудь придется ее покупать (продают их на приграничных автозаправках), спросите у продавца — куда? Язык жестов вам в помощь!
Бензин нынче дорог
Автомобиль, на котором мы путешествуем, прекрасен! Кроме технических и эргономических качеств, эта японская машинка имеет грандиозный плюс — она очень экономична. Бензина расходует на трассе примерно шесть-восемь литров на сотню километров. И все же, когда мы поехали в отпуск во второй раз, почитали и про стоимость бензина.
Да, конечно, в России он пока дешевле всего (еще дешевле только в Белоруссии и Казахстане, но нам туда не надо). Впрочем, страны, которые мы миновали, немного различаются по цене на топливо. Например, Литву и Латвию лучше проехать без заправок, дотянуть до Польши (здесь на рубль-полтора, да дешевле, примерная цена за литр 95-го — 57 рублей). Чехия, Австрия и Венгрия еще дороже, тут уже 60,5 рубля в среднем. Словакию также лучше миновать без заправок — бензин тут был уже по 63,5 рубля за литр. И все равно на фоне наших трат в норвежском путешествии — почти 83 рубля за литр — все это кажется мелочью.
Асфальт как лакмус
Автопутешественник, конечно, счастливый человек. Он может остановиться, где захочет, осмотреть достопримечательности или искупаться в реке. Может увидеть города и деревни и сфотографировать прохожих. Может насладиться видами. А еще может оценить качество дорог и сделать поверхностные выводы об экономическом положении той или иной страны.
Дорога от Петербурга до латвийской границы неплохая, но, увы, узкая, почти везде двухполосная. А значит, если где-то затор, вы будете стоять до вечера. 70-километровая платная дорога на Псковщине до границы (цена проезда 300 рублей) изумляет своим непостоянством: километр новенького асфальта, потом пять — рытвины да канавы. Видно, денег пока не насобирали на полный ремонт.
Латвийские дороги свидетельствуют об одном: в стране затянувшийся кризис. Они откровенно не европейского качества, но и не так ужасны, как, скажем, апатитские. К тому же в стране идет ремонт, а потому мы в пробках между городами постояли изрядно.
Литва — совсем другой разговор. Чистота, красота, безупречное полотно. В Польше, до Варшавы, также приличные дороги, но узкие, и тут автотранспорт ходит караванами: впереди молоковоз, за ним полсотни легковушек. Обгоны часто запрещены, да и скорость в Польше ни за что не разовьешь — городок идет впритык за городком, а по ним езда медленная, ровно 50 километров в час. А вот от Варшавы на юг начинаются автобаны, и — вперед, развивай до 140!
Австрийские дороги, пожалуй, лучшие в этой части Европы. Но и виньетки тут дорогие, да и заночевать-пообедать недешево. Зато красота, виноградники до горизонта, все по линеечке! Каждый раз поражаюсь: как в такой милой стране мог родиться и вырасти Гитлер?..
Чешские и словацкие автобаны частично из бетона. А значит, машина едет, как поезд: ты-дык, ты-дык… Нет чувства полета. Кроме того, Словакия вообще загадочная страна: здесь сочетаются невероятное величие природы и множество средневековых замков с безобразной застройкой городов — ощущение, что ты попал в Бобруйск конца 80-х.
К венгерским дорогам, как и к литовским, претензий нет — страны, видимо, живут неплохо и следят за своими автомагистралями повсеместно, в деревнях и на автобанах.
Кольца и камеры
Еще немножко советов. Первый: в Центральной Европе большинство перекрестков в городах и вне их заменяет кольцевое движение. “Кольца” частенько миниатюрные, иногда всего машин на пять, с серединкой из брусчатки. И да, мы на нее пару раз слегка залетали, вовремя не сбросив скорость до минимума. Будьте внимательны!
Второй: если при въезде в какой-либо город навигатор говорит вам “прямо”, а поток машин дружно свернул направо, не мечитесь. Лучше остановитесь где-нибудь и поищите глазами табличку с черной стрелочкой на оранжевом фоне. Она может быть где угодно — на заборе, на дереве, на фонарном столбе. Езжайте по ней и ищите следующую. Все это означает только одно: в городе что-то основательно разрыли и указали для транзита новый путь.
Третий: вы можете заранее забронировать места ночлегов, а можете махнуть рукой и искать каждый день подходящий вариант ночевки. Только помните: Польша просто утыкана мотелями, а вот в остальных странах с этим сложнее, возможно, придется заезжать в города и искать отели там.
Четвертый: не превышайте скорость. Камер много, и бутафорских среди них нет, а вот предупреждающие знаки повсюду. Литва и Латвия, кроме того, активно используют дорожные патрули. Будьте вежливы и осторожны, вы тут в гостях.
О грустном
И еще чуть-чуть особенностей езды по евродорогам.
Собираясь в путь, вы должны взять с собой не только аптечку, знак аварийной остановки и огнетушитель, но и светоотражающий жилет (положить в салон, а не в багажник). Ночью или в туман он обязателен при выходе из автомобиля, остановившегося на проезжей части дороги или обочине. Иначе — штраф.
В Латвии штрафы не оплачивают сотруднику полиции на месте (это может быть расценено как взятка). В Литве с вас потребуют оплату проезда по дорогам, если вы за рулем грузовика или автобуса на девять мест и более. Штрафы здесь можно оплачивать на месте ДТП, а работник дорожной полиции Литвы имеет право проверять техническую исправность авто.
Пьяного водителя в Польше могут немедленно арестовать до суда. Если откажетесь оплатить штраф на месте, даже если попросту нет наличных денег, то дело также могут передать в суд, а водителя задержать до дня разбирательства. И в Чехии нужно быть за рулем абсолютно трезвым. Отказ от прохождения медицинского освидетельствования влечет немедленный штраф. За крупное нарушение здесь могут отобрать права в качестве гарантии явки водителя в суд.
В Австрии вообще нет общего каталога штрафов — в разных землях он свой. Сотрудник полиции может взыскать штраф на месте, а в случае крупного штрафа водителя попросят дать задаток, остальное нужно заплатить в течение двух недель. И запомните общее местное правило: встретили школьный автобус, стоящий и мигающий сигналом поворота в любом месте, — остановитесь, объезжать его нельзя, пока не тронется с места.
В Венгрии за нарушение правил (даже за проезд по дорогам без виньетки) ваш автомобиль могут попросту отнять до уплаты всех штрафов. В словацкой Братиславе ввели новую систему управления парковками: информацию от автостоянок и гаражей о свободных местах размещают на таблицах на основных дорогах города. А еще здесь отслеживают не только неправильные обгоны, но и интервал в потоке машин: он должен быть при разной скорости от 50 до 72 метров.