Как часто меняются ваши вкусы? Я не про сиюминутные, так сказать, оперативные перемены из разряда: “Вчера мы закусывали огурчиком, а сегодня селедочки хочется”. Я про “глобальные” повороты интересов. У меня есть знакомый, он как-то поделился со мной: “Я, — говорил он тихо, и получалось совсем доверительно, — по гороскопу Рыба, потому мне каждые десять лет надо менять род деятельности. Сразу после института я работал доктором. Последние десять лет я был летчиком. Теперь я стану бизнесменом…” Он так и говорил — “род деятельности” и “бизнесмен”. И, вы не поверите, он стал очень успешным предпринимателем.
Однако ему все было понятно: я Рыба, значит, должен жить так и так (хотя, если честно, может, и не Рыба, но сейчас это значения не имеет). Я ему просто завидую. Ах, как было бы славно: звезды легли отправляться в дальнее плавание — поплыл! Но ты ведь еще до кромки воды не добрался, а тебя уже тянут за ноги ко дну дети, любимые, работа, которую ты должен теперь оставить, а ведь ты ее тоже любишь. А еще есть возраст, нездоровье… В общем, остается завидовать другим и читать книги. И вот мы подошли к главному: почему столь резко меняются мои потребности и вкусы?
Прошлый год я книг почти не читал. Я, как умалишенный, смотрел фильмы, особенно сериалы (простите, не отечественного производства). Я уже говорил, что там, в сериалоиндустрии, огромный и довольно увлекательный мир. Со своими сюжетами, стилями, актерами, режиссерами. Но смотрел я их, смотрел и одновременно печалился. Неужели мои мозги уже только на сериалы и годятся, неужели они отработали свой ресурс? Жалко. Мои ведь мозги.
Однако в начале лета пришла обратно очередь книг. Фильмы теперь редко увлекают меня, но книги… Месяца два читал все подряд. Потом узнал, что Борис Акунин написал, вероятно, последнюю книгу про Эраста Фандорина. Я поместил ее в свою электронную книжку, однако сперва решил тщательно вспомнить про Эраста Петровича. И за неделю перечитал все, от “Азазели” до “Весь мир — театр”. Тут сделал перерыв…
Когда кофе пьешь, знатоки рекомендуют перед очередным глотком делать глоток чистой воды, чтобы старое послевкусие не умаляло новых ощущений. “Глотком воды” послужила повесть-фэнтези от Сергея Лукьяненко (не люблю этот “жвачный” жанр, но иногда люблю Лукьяненко)… И вот — “Черный город”…
Судьба (в роли автора романа) отправляет Эраста Петровича Фандорина в Баку 1914 года. Написано, как всегда, интересно. Оля, например, считает, что это лучший роман из серии. Я бы так не сказал, дело вкуса. Прочитал. Погрустил. Понедоумевал. Чертыхнул автора и выразил надежду. И вернулся к Лукьяненко.
Перечитал пару его вещей. Перечитывать его, пожалуй, даже интереснее. Многое из сюжета уже подзабыл, а длинноты — рассуждения и поучения — можно перелистывать. И произведение становится более динамичным и цельным. Меня порой потрясает фантазия Лукьяненко. Невероятная, сумасшедшая и неповторимая. “Спектр”, “Линия грез” и “Императоры иллюзий”, “Работа над ошибками”… А “Звезды — холодные игрушки” чего стоят! И все же именно Лукьяненко огорчил меня.
С языком у него плохо. Фантазия блестящая, а язык порой, как у начинающего графомана. Потому, когда в очередной раз я прочитал, что его герой “одевает” ботинки, меня зло взяло. Ну, ладно дети в социальных сетях не знают, что ботинки нельзя “одевать”, разве что галоши на них натягивать, так они ведь и про галоши ничего не знают. И шляпу “одевать” нельзя! Во что ты ее “оденешь”? В юбочку и чулочки? Я был в дурном настроение, видимо, после концовки “Черного города”, потому ходил по дому и гундел: почему они не могут запомнить разницу между “одевать” и “надевать”? Ведь это же так просто!.. И так захотелось почитать настоящий язык…
И я подошел к книжным полкам… и, почти не раздумывая, достал один из томов Чехова… открыл и…
Как я мог забыть обо всем этом! О литературе. Я не осуждаю тех, кто любит мультики и комиксы. Я вообще не судья. Но, кроме мультиков, есть еще живопись. Настоящая. Смотришь или читаешь — и видишь больше, чем есть, появляются мысли и ощущения — мятежные и тревожные или мягкие и умиротворяющие… И я, простите за глупое, но любимое выражение, ужасно рад, что вернулся туда.
В общем, если кому буду нужен, ищите пока там, в классике.
Ваш просветленный Игорь Дылёв.
Не деревенейте!
Хитрость недели: Если девушка требует особых любовных утех, а вы не любите взбитые сливки, намажьте ее голубцами.