О новых поправках в КоАП сообщила “Российская газета” от 11 июля. Напомним основные пункты этого документа, все они касаются поведения водителей, их состояния во время управления транспортным средством.
За что помилуют, чего не простят
Вводится погрешность прибора при определении трезвости водителя. С момента, когда законопроект вступит в силу, она будет установлена в размере 0,16 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Эту совокупную погрешность прибора рассчитал Институт метрологии и подтвердил Росстандарт. Благодаря введению такой погрешности удастся избавиться от спорных случаев, когда людей лишали прав за содержание в выдохе сотых долей промилле.
Вторая особенность этого документа — введение по некоторым серьезным нарушениям наказания за их повторность. Так, например, за проезд на красный сигнал светофора штраф остался прежним — 1000 рублей. Но появилась дополнительная ответственность за повторное нарушение. В этом случае — пять тысяч штрафа или лишение прав на четыре-шесть месяцев. Исключена норма, предусматривающая ответственность за превышение скорости более чем на 10 километров в час. Но параллельно с этим увеличена ответственность за превышение скорости на 20-40 километров в час. Вместо 300 рублей водителю придется заплатить 500. Кстати, именно для 12-й главы КоАП “Административные правонарушения в области дорожного движения” минимальный штраф теперь равен 500 рублям.
За превышение скорости на 40-60 километров в час штраф останется прежним — 1000-1500 рублей. Но за повторное нарушение придется платить уже от 2000 до 3000 рублей. За превышение более чем на 60 км/ч, но не более чем на 80 км/ч также осталась прежняя норма — от 2000 до 2500 рублей. Однако за повторное нарушение грозит безальтернативное лишение прав на год. Превышение скорости более чем на 80 километров в час будет караться штрафом 5000 рублей или лишением прав на шесть месяцев. А при повторном нарушении — лишением прав на год.
И штраф, и лишение
Впервые в законе предусмотрено совмещение таких наказаний, как штраф и лишение прав. Пьяный за рулем будет наказан не только тем, что два года будет ходить пешком. Ему придется заплатить в бюджет 30 тысяч рублей. А за повторное нарушение он уже расстанется с 50 тысячами рублей. А также лишится прав еще на три года.
Управление транспортным средством без прав грозит штрафом от 5 до 15 тысяч рублей. А водителю, лишенному прав, — 30 тысяч рублей или арест до 15 суток, или принудительные работы на срок от 100 до 200 часов.
Впервые установлены минимальные сроки ареста. Например, за вождение в нетрезвом виде и без прав (был лишен водительского удостоверения или не имеет прав на управление данной категории) предусмотрен арест от 10 до 15 суток. Только в том случае, если на водителя нельзя наложить наказание в виде ареста, предусмотрен штраф в размере 30 тысяч рублей. Эти случаи оговорены и в нынешней версии КоАП: например, за решетку нельзя сажать беременных либо тех, у кого на иждивении дети до 12 лет.
На теорию!
А теперь о самом интересном. В случае лишения прав водителям удастся вернуть себе документ обратно по истечении срока лишения, только сдав теоретический экзамен. Тем, кто лишен прав за пьянку или отказ от медосвидетельствования, права отдадут еще и после дополнительного медицинского освидетельствования. Таким образом, законодатели планируют отсечь от управления тех, кто состоит на учете в наркодиспансерах.
О теоретическом экзамене стоит поговорить отдельно. Дело в том, что сейчас на прием экзаменов довольно большие очереди. Всего за год 2300 сотрудников ГИБДД принимают более восьми миллионов экзаменов. Более чем в половине случаев это повторная сдача. Справится ли Госавтоинспекция с новым потоком? А именно — с теми, кто придет сдавать теорию после лишения прав? А таких у нас в стране только за прошлый год насчитывается более 850 тысяч человек.
При этом 435 тысяч из них лишены прав именно за пьянку. 243 тысячи — за отказ от прохождения медосвидетельствования. При введении ответственности за повторные нарушения в виде лишения прав количество лишенцев, скорее всего, увеличится.
Корреспондента “Российской газеты” заверили в Главном управлении обеспечения безопасности, что такая практика была в советские годы и инспекторов на эту процедуру хватало. Правда, тогда в год не получали права более двух миллионов водителей. С другой стороны, тогда не было и автоматизированных классов по приему теоретического экзамена. А так как речь идет только о теории, то в Госавтоинспекции уверены, что справятся с дополнительной нагрузкой.
Пусть проверит психолог
Комментируя в “Российской газете” новые штрафы и санкции к злостным нарушителям правил дорожного движения, Татьяна Шутылева, председатель Совета Федерации объединений автошкол, отметила:
— Если взять самые “популярные” статьи лишения водительского удостоверения — пьянка, “встречка”, а теперь добавится проезд на красный сигнал светофора (повторно), — трудно предположить, что водители, совершившие данные правонарушения, не знали, что нельзя пить, садясь за руль, или нельзя выезжать на “встречку”, или не подозревали, что значит красный сигнал светофора.
Проблема кроется в психологической сфере. Почему, зная, что данное поведение запрещено, человек его демонстрирует?
Это вопрос, ответ на который ищут эксперты во всем мире. Это область дорожной психологии.
Ведь по движению машины безошибочно можно сказать об уме сидящего за рулем человека, возрасте, уважении к другим, ответственности, дисциплинированности, воспитанности, требовательности к себе, разумной осторожности или об их отсутствии.
В связи с этим проводить тестирование лишенцев только на знание ПДД — это не совсем верный путь. Здесь нужен вопросник, содержащий психологическую составляющую, нацеленную на формирование модели поведения в плане соблюдения ПДД.
P.S. Новые поправки вступят в силу 1 сентября 2013 года.