Погрузиться в глубины информации о тушенке меня заставила история от нашего читателя, которую мы рассказали в №20. Точнее, ее продолжение.
Производитель отозвался
Напомню: человек купил банку тушенки, вскрыл, и ее содержимое ему не понравилось. Он сделал несколько снимков (самой банки, этикетки, маркировки, мяса, желе и еще чего-то неопознанного) и показал их нам. Перед публикацией мы попытались получить комментарий у дистрибьютора торговой марки “Фермерский дом” (“ООО “Роспродукт”) удобным способом — через вопрос технологу на их официальном сайте. Ответа не получили.
Поставщик тушенки дал о себе знать через несколько дней после выхода номера. Первым позвонил бренд-менеджер марки: в спокойной и взаимовежливой беседе мы обменялись информацией и мнениями. Менеджер высказал сомнения, что история с дефектной банкой реальная: дескать, таким способом — используя газету “вслепую” — могли действовать конкуренты. Пришлось заверить его, что покупатель — фигура реальная, человек хоть и мало знакомый, но вызывающий доверие. И даже дать (с согласия источника истории) его координаты, чтобы менеджер мог с ним пообщаться сам.
А мне стало интересно, что думает о продукции “Фермерский дом” Интернет-сообщество. Оказалось, по-разному думает. Среди статей и отзывов попались как положительные, так и не очень. Но это обычная история — на вкус и цвет, как говорится… Зато я узнала некоторые подробности производства тушенки, о которых потребители даже не задумываются.
Старше — вкуснее
Технология производства состоит из нескольких этапов: закладывание сырого мяса и специй в банку, ее закатка и стерилизация при температуре более 100 градусов в течение трех часов под давлением, затем охлаждение банок.
Мясо, естественно, уваривается и выделяет бульон, который желируется естественным путем при температуре до 10 градусов. Причем разные части туши по-разному увариваются. Поэтому ГОСТом и предусмотрена массовая доля мяса и жира (для говядины) не меньше 56,5 процента готового сырья.
Считается, что при длительном хранении мясо частично вбирает сок обратно, поэтому тушенка достигает своих наилучших вкусовых качеств в срок от шести месяцев хранения.
Я, кстати, тушенку не ем. Но ради любопытства и чтобы составить свое мнение о продукции “Фермерский дом”, купила банку в том же магазине, что и наш читатель. Тушенку этой марки производят в соответствии с ГОСТом Р 54033-2010 — этот стандарт распространяется на кусковые мясные стерилизованные консервы. Содержимое меня не насторожило — запах нормальный, жира мало. А вот само мясо хоть и кусками и без посторонних предметов, но с прожилками. Хотя, возможно, по ГОСТу это допускается.
Вред и убытки
Вскоре после первого звонка в редакцию последовал второй — от коммерческого директора “ООО “Роспродукт” Александра Атанова. Он тоже вежливо и аргументированно рассказал, что компания очень дорожит своей репутацией, тщательно следит за качеством продукции, которую поставляет в торговую сеть. И даже закладку мяса и жира в банки делают выше ГОСТа — не менее 58 процентов. Такие публикации, как в нашей газете, по словам Александра, наносят моральный вред и приносят огромные убытки. И упомянул о возможных многомиллионных исках, адвокатах и прочем…
В общем, понятно: страдает репутация. Но и мы нашему читателю доверяем. Я попыталась убедить Александра, что это не происки и закулисные игры конкурентов, а просто история, случившаяся с человеком, который воспользовался своим правом потребителя высказать мнение о продукте. Мы договорились, что для полноты картины я вышлю все фотографии читателя. А Александр заверил меня, что каждая партия тушенки тщательно проверяется — вскрывают по три банки из каждой коробки (в них — по 36 штук). И та партия, в которой оказалась злополучная банка — не исключение, а значит, покупатель врет. А иначе почему он не затеял расследование и не пошел в Роспотребнадзор?
Оказалось, что покупатель, как и большинство из нас, просто не захотел тратить время на походы по инстанциям, да и в магазин чек не понес, чтобы ему вернули деньги. Говорит, покупать тушенку по-прежнему будет, просто возьмет в привычку внимательно ее исследовать, прежде чем есть.
История — вымысел?
Александр Атанов письменно выразил свое видение ситуации в Интернет-переписке. В частности, он написал:
“Наша продукция, безусловно, имеет сертификат качества, причем каждая партия товара до выхода с завода проходит проверку в ветслужбе, иначе быть не может. Повторюсь, качество продукта, включая соответствие требованиям ГОСТа, а также вкусовым характеристикам, кроме завода, тщательно проверяется нами и закупщиками сети “Интерторг”.
…По фотографиям видно, что консистенция на двух тарелках разная, и идентифицировать снятый потребителем сторонний предмет как говяжий язык невозможно, причем в производстве такое сырье на данном заводе не используется, а при закупке стоит гораздо дороже мяса.
Полагаем, что вся данная история, мягко говоря, является вымыслом, а фотографии — подлогом. И хочу заверить, что данная история просто злая шутка потребителя. Мы и завод-производитель будем продолжать расследовать данный инцидент, потому что дорожим собственной репутацией. Мы изучаем отзывы наших потребителей о продукте, мы всем благодарны за обратную связь”.
Как бы то ни было, мы так же, как и производитель, рады расследованию — надеемся, оно пойдет на пользу не только производству, но и покупателям, а продукция станет еще более безупречной.